Достопримечательности Ярославля
Данная информация поможет Вам найти:Также можно посмотреть и посетить в Ярославле:
- Дом-музей Л.В. Собинова
- Музей боевой славы
- Ярославский государственный художественный музей
- Губернаторский дом и Губернаторский сад
- Митрополичьи палаты
- Музей истории города Ярославля
- Культурно-просветитльский центр им. В.В. Терешковой
- Музей белорусского поэта М. Богдановича
- Частный музей Д.Г. Мостославского «Музыка и Время»
- Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха»
- Музей им. Ф.Г. Волкова
- Центр противопожарной пропаганды и общественных связей (Музей пожарной охраны)
- Музей-вагон Северной железной дороги
- Детская железная дорога
- Музей «Мой любимый Мишка»
- Мастерская майолики Павловой и Шепелева
- Лавка-музей старославянской куклы «Берегиня»
- Ярославский государственный цирк
- Ярославский зоопарк
Полезные ссылки, материал:
Исторические справки (авт. С.Е. Блажевская)
http://www.projects.uniyar.ac.ru/fresco/russian/sps.htm
Официальный сайт: http://мужской-кирилло-афанасиевский-монастырь.рф/
www.yarmp.yar.ru
http://www.projects.uniyar.ac.ru/Elijah/rus/icon3_r.htm
http://ru.wikipedia.org
http://www.city-yar.ru
Спасо - Преображенский монастырь
Спасо-Преображенский (Спасский, Спасо-Ярославский) монастырь – старейший мужской, упраздненный (1787 год) монастырь Ярославля. Дата основания XII-XIII век.
Основные даты, события, факты, заметки:
- В 1216 - 1218 годах в Спасском монастыре работало первое в Северо-Восточной Руси духовное училище, затем переведённое в Ростов.
- 1218 год по преданию, у юго-восточного угла собора возвели миниатюрную Входоиерусалимскую церковь (до наших дней не сохранилась), была разобрана 1820 году, а в 1827 - 1831 гг. на ее месте возведена огромная церковь Ярославских Чудотворцев
- 1224 - освящение Спасо-Преображенского собора
- 1463 год – обретение мощей Ярославских Чудотворцев: Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина.
- Между 1463 и 1473 было написано житие Федора Черного, ярославские чудотворцы вошли в пантеон общерусских святых, став святыней Ярославля.
- 1516 - освящение перестроенного Спасо-Преображенского собора, после пожара 1501 года
- 1550 - 1580 возведение каменных стен, звонницы, Трапезной палаты с Крестовой (Рождественской) церковью. Интересный факт: Ярославский Кремль никогда не имел каменных стен, поэтому Спасский монастырь ошибочно называли его именем.
- Фрески Спасо – Преображенского собора, написанные в 1563—1564 годах, древнейший памятник стенописи в городе и один из двух в России, сохранившихся с эпохи Ивана Грозного (второй - Успенский собор Свияжского Успенского монастыря). В это же время были построены - Святые ворота.
- 1609 - осада во время Смутного времени, 24 дня
- 1612 - расположение центра дружин Минина и Пожарского
- 1747 году была открыта Славяно-Латинская семинария
- 1787 год, по указы Екатерины II, монастырь преобразовали в Архиерейский дом, в связи с образованием Ярославской губернии и переносе Епархии из Ростова.
- 1918 год подавление белогвардейского мятежа – Архиерейский дом прекратил своё существование
- Федор Черный, его сыновья Давид и Константин,
- Василий Грозные Очи,
- Последний местный правитель - князь Александр (1471)
- Троекуровы,
- Львовы,
- Борятинские,
- Козловские
- Уникальное Спасское Евангелие
- Икона Богоматери «ярославская Оранта»
- Рукописный список «Слово о полку Игореве»
- Иконы. Предметы церковной утвари и облачения
- 1823 год – приобретение чудотворного образа Печерской Богоматери
- Водяные ворота (1-я треть XVII в.). Получили свое названия потому, что использовались для хозяйственных нужд, в том числе через них ездили за водой.
- Богородицкая башня (1623) названа в честь церкви Рождества Богородицы, имеет глубокий подвал, которым можно было воспользоваться во время осады.
- Углическая башня (1630 – е годы). В свое время башня была деревянной, как и многие другими строения монастыря. Свое название она получила потому, что от нее вела дорога на Углич. Из-за этой башни случился конфликт между монастырскими и городскими жителями, а именно с купцами и зажиточными ремесленниками. В XVI веке Ярославль оказался на перекрестке торговых путей. Монастырь, как мы уже писали, имел власти более, чем достаточно. Ярославский посад, благодаря торговым путям, стал развиваться, и его перестало устраивать то, что монастырь вмешивается в городскую жизнь. Начались конфликты и столкновения. Апогеем стало желание монастыря присоединить к себе участок земли. Разобрались только после вмешательства царя. Монастырь взял на себя обязанности взамен построить две проездные каменные башни, которыми в равной степени будут владеть и горожане и монастырь. Башня имела арочный проезд (сейчас он заложен). На другой стороне видны четкие ворота.
- Богоявленская башня (1804). Как писалось ранее, стены и башни строились на углах и изгибах стен. Им присваивались имена рядом стоявших храмов. Данная башня получило свое имя от церкви Богоявления. Первоначальный облик данная башня не сохранила. Данный вид она приобрела в XIX веке.
- Михайловская башня (1803). Вторая, обещанная монастырем каменная башня. Ею, как и Углической, владели как городские жители, так и монастырь.
- Четырехстолпный, крестово-купольный трехглавый храм
- Высокий подклет
- Галереи: две открытые (запад, юг), одна закрытая (север, пристроена в XVII веке)
- Купола шлемовидные, были покрыты «белым луженым немецким железом», сейчас позолочены
- Перестраивался: 1709-1727 гг., 1768-1780 гг., 1811-1812, 1814, 1817 гг.
- Реставрация 1919 года, завершающая в 1957-1961 гг. под руководством архитектора Е.М.Караваевой, в результате древний облик Спасо-Преображенского собора полностью восстановлен.
- Деревни Иваново, Ковшово, Дикуши, владения под Ярославлем
- Крестьян 227 душ
- Рыбные ловли на озере Ущемер и «пустыньку», где велено было устроить церковь Параскевы Пятницы
- Налоговые льготы
- Крестьяне освобождались от суда, судить их мог только царь или сам игумен
- Монастырские люди впредь не избирались в целовальники
- Монастырь освобождался от постоя князей, бояр, воевод и ратных людей Церковь неоднократно подвергалась пожарам и в 1664 году была возведена первая каменная. При пожаре 1670 года она вновь пострадала. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый придел во имя митрополита Московского святителя Алексия.
- Пожар 1501, 1658, 1670 годов
- Отстроился заново около 1516 года, был освящен, обнаружены мощи ярославских князей XIII века - Василия и Константина Всеволодовичей. Мощи ярославских князей стали главной соборной реликвией
- С 1605 года собор составляет иллюстрированный синодик. Синодик — список (или книга) с перечислением имен умерших для поминовения во время богослужения или в частной молитве (иначе, помянник или поминальник), а также, историческое название службы, составленной в 843 году по случаю торжества православной веры над иконоборчеством и традиционно совершающейся в первое воскресение Великого поста. В данной службе оглашается анафема еретикам и «вечная память» ревнителям православной веры. (Википедия)
- 1612 год благословление Кириллом поход Дмитрия Пожарского
- 1642 год по указу царя, обветшалый Успенский собор разобрать, новый построить на новом месте, на месте старого собора построили казенную палату
- 1646 год был возведён и освящён одноэтажный, без погреба, пятиглавый собор с 55-метровой колокольней
- 1659 год указ царя о постройке новой соборной церкви, т.к. при пожаре пострадало много построек, собор пострадал, конечно, меньше чем другие здания Ярославля. Возвели шестистолпное пятиглавое здание, без подклета, при северном, западном и южном входах были каменные крыльца, характерные для многих ярославских храмов XVII в. Рядом с собором возвели восьмигранную шатровую колокольню
- После пожара 1670 года, собор имел византийскую кубическую фигуру и пять больших глав. Роспись собора производилась с 1671-1674 гг., письмо сохранялось до 1825 года. В течение двух веков собор неоднократно перестраивался, значительно, после 1788 года, т.к. епархия была перенесена в Ярославль. Собор стал кафедральным
- Первый собор в городе, купола которого покрыли золотом
- Погребены: архиепископы Павел, Симеон и Леонид
- Восстание большевиков (1918) также затронули собор. Храм отдали под биржу труда (1922), с 1930-1937 гг – склад для зерна
- 26 августа 1937 года храм взорвали, на его месте разбили городской парк культуры и отдыха
- 26 октября 2004 года на том же месте заложили новый Успенский собор. Новый собор отличается от старого. Архитектор – Алексей Денисов. Главный меценат проекта — московский бизнесмен Виктор Тырышкин. Площадь храма около 2 тыс. м?, вместимость - более 4 тыс. человек, высота до основания креста - 50 м, высота отдельно стоящей колокольни - 70 м. В цокольном этаже - зал церковных соборов, музей, трапезная палата и покои правящего архиерея
- 12 сентября 2010 года освещение Успенского собора
- Настоятелем собора является архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл.
- При игумене Гордиане (XVII) возведена Введенская соборная церковь, монастырские врата. Здесь его же и похоронили после кончины в 1700 году
- Многие почетные граждане были удостоены захоронения в святой обители. Это были люди, которые оказали не малую помощь: Голицыны, Вяземские, Троекуровы, Мельгуновы…
- Конец XVII века постройка каменной ограды с девятью башнями, возведение церкви в честь Нерукотворного Образа Спасителя. К этой церкви были приписаны военные неспособные к службе, которые жили в пристроенном корпусе с 1757 года
- 1793 год корпус становиться больницей, храм стали величать больничным. С 1806 года здесь располагалось духовное училище, семинария, уездно - приходское училище
- Обитель в разное время посещали сильные мира сего: императрица Екатерина Великая, император Николай II вместе с семьей, святитель Игнатий (Брянчанинов) - 26 мая 1988 его мощи были перенесены в монастырь, где и находятся по сей день
- 1914 год – юбилей обители 600 лет. Юбилейные торжества возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский, новомученик, †1928г)
- 1928 – закрытие монастыря
- 1932 кельи отданы под жилье
- 1987 год – возрождение обители
- 1988 год, сентябрь – Толгский монастырь – первая женская обитель после 1917 года
- 1835 год – возведение Казанского собора с новыми строениями, к 300-летию в монастыре жило около 400 монахинь, которые славились своим пением, а также золотошвейными и иконописными мастерскими
- 20-21 июля 1910 юбилейное богослужение в монастыре проводил Тихон, архиепископ Ярославский и Ростовский (будущий патриарх Тихон)
- 1918 год – Казанский собор отдали под архив
- 1998 – открытие собора
- 2001 год – начало богослужений
- 2002 год – крестный ход с Казанской иконой Богородицы до Тутаева
- В монастыре покоятся мощи святителя Агафангела (Преображенского), Митрополита Ярославского и Ростовского, причисленного к лику святых, новомучеников и исповедников Российских.
- 1658 год – пожар повредил церковь снаружи, внутри она практически не пострадала
- 1668 год. Мастера, строившие церковь не известны, а роспись производили известные костромские художники Гурий Никитин и Сила Савин вместе с ярославскими мастерами под руководством сестры купцов Скрипиных - сестре Иулите Макарьевне
- Церковь стояла на территории усадьбы купцов Скрипиных, входя в ансамбль их построек, 9 представителей этого семейства были похоронены возле церкви Ильи Пророка. Наследников не осталось
- 1778 год. По генеральному плану застройки, церковь Ильи Пророка оказалась в центре города
- Реконструкция 1898-1904 гг велась на средства городского головы И. А. Вахромеева.
- 1938-1941 – антирелигиозный музей, организованный союзом воинствующих безбожников
- Реставрационные года - 1955—1956, 1960, 1983
- 1989 год – освещение главного престола церкви Ильи Пророка
- храмовый образ Михаила Архангела, увезённый после революции в Третьяковскую галерею;
- «осьмивершковый» образ Владимирской Богоматери в серебряной ризе над царскими воротами с пророческими видениями по углам;
- икона Смоленской Богоматери, по догадке И. А. Тихомирова, привезённая Фёдором Чёрным из своего родного Смоленска «около 1283 года, во время его недолгого пребывания тамошним князем»;
- икона Антония Великого из тёплой Благовещенской церкви считалась прежде храмовой, что свидетельствует о наличии некогда в церкви престола во имя этого святого.
- Храм располагался в стрелецкой слободе. Архангел Михаил – покровитель военного дела. Но оборонное ведомство скудно финансировало церковь. Строительство велось дольше, чем все остальные церкви Ярославля – 25 лет с 1657 по 1682 годы, поэтому можно увидеть черты двух этапов культовой архитектуры Ярославля
- Четырёхстолпный трехапсидный храм, высокий подклет, с севера и запада четверик (в архитектуре четырёхугольное в плане сооружение или часть сооружения) окружен галереями, два высоких домообразных крыльца (псевдорусский стиль XIX – начало XX) на ползучих арках. Западное крыльцо сохранилось до наших дней. Колокольня грузная, квадратная, с невысоким шатром, как в лучших традициях построек Ярославля, находится с северо-западного угла.
- Главный престол - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Два предела: южный - зимний храм Благовещения Пресвятой Богородицы, северный в виде башни - придел Святых преподобных Зосимы и Соватия Соловецких чудотворцев
- 1924 год – закрытие храма. Помещения используются под склад
- В 1992 году церковь Михаила Архангела была передана Русской православной церкви
- Храм крыт на четыре ската, а не закомарно. С точки зрения практичности: снег на крыше не скапливается, акцент на вертикальность постройки. Фасады украшены наличниками с изразцовыми вставками, особенно много их на паперти.
- крестовокупольный четырехстолпный храм
- подклет отсутствует
- три апсида (алтарный выступ)
- пять глав, высота которых равна высоте основного здания
- два придела - северный Архидиакона Стефана, шатровый (имеет ряд кокошников и маленькую главку), южный (кон.XVII в.) - Никольский придел, где находилась теплая церковь
- шатровая колокольня, заложенная в 1680 году
- 1831 – Никольский, южный придел перестроили под стиль классицизма
- 1918 - 1926 гг. Пострадала во время мятежа (1918), реконструкция (1919-1920 гг). Отдана под склад 1926 год
- 2003 год – храм относится к ярославской Епархии.
- Пятиглавый храм
- Трапезный тип
- Высокая шатровая колокольня
- Крыльцо на восьмигранных столбах
- Стенопись отсутствует
- 1918 год - церковь сильно пострадала, но, в этот же год, была произведены восстановительные работы
- 1922 – закрытие
- С 1980 – размещение реставрационного отдела Ярославского художественного музея.
- Одна из первых церквей, появившаяся после смуты
- 1640-1641 – роспись храма. Работала артель из 20 мастеров под руководством опытнейшего костромского изографа Любима Агеева «А подписывали стенною иконною подписью сию церковь Николы Чудотворца на стороне юго-западного столпа в храме иконописцы: костромитин Иоаким Агеев сын Селпенков, а прозвище Любимо, да нижегородец Иван Лазарев, сын Муравей, да ярославец Стефан Евфимиев, сын Дьяконов, да москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев да Андрей Мартемьянов, Никифор Ульянов, Федор да Борис Тимофеевы, да ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайло Сидоров, Данило да Федор Ульяновы, да костромичи Илья Данилов, Василей да Прокопий да Дмитрей Ильины, дети Запокровские, Иван да Иван же Ивановы, дети Поповы, да Матфей Дементьев, сын Бородин и протчих с ними трудившихся о Господе»
- В 1882 году храмовые росписи были возобновлены артелью палехских иконописцев
- Фрески XVII находятся под XIX веком
- Три придела: Благовещенский придел (домовая церковь Светешниковых), придел Александра Свирского, в алтаре придел Михаила Малеина, патрона Михаила Романова
- Конец XVII века, выстроен теплый храм Рождества Иоанны Предтечи с приделом Святого Макария Унженского. Строительство вел купец Холщевников
- Начало XVIII века появилась часовня во имя Толгской Божьей Матери
- Вторая половина XVIII века – установлен иконостас, выполненный, по рисунку основателя первого русского общедоступного театра, прихожанина храма, Фёдора Григорьевича Волкова. Великолепно выполнены царские врата, украшенные рельефной композицией «Тайная вечеря», стилизованная в виде театральной сцены в драпировке
- Иконы – XVII век, есть и XVI
- 1836 год – на колокольне установлены башенные часы (XX век – часы уже не работали)
- 1918 год – особых потерь не было, но пострадавшие жители были допущены для проживания в некоторых помещениях храма. Службы продолжались до 1930 года
- После упразднения, церковь передали Окружному музею
- Церковь Николы Надеина с 1935 года - объект культурного наследия РФ
- Два придела: северо-восточный зимний храм Николы-чудотворца и Главный Казанский придел. Последний завершается ажурным крестом – лучший образец мастерства ярославских кузнецов и медников
- Колокольня (середина XVII век). Это - уникальный памятник, не имеющий аналогов в русской архитектуре. Высота колокольни - 38,34 м. В свое время на колокольне были часы.
- Впервые в Ярославских храмах используется изразцовый декор. Главы были покрыты изразцовой черепицей
- 1683-1684 гг – роспись храма. Для росписи не были приглашены мастера других городов. В храме использованы такие сюжеты, которые ранее не были применены в росписи других церквей. Храм расписан артелью мастеров, предположительно, с Дмитрием Семеновым и Федором Игнатьевым. Роспись содержит: имена семьи Назарьевых-Гурьевых, начиная от их основателей, алтарь: литургические темы, купол: сюжеты из Евангелия, столпы: монументальные фигуры святых.
- земная жизнь Христа – два яруса
- «Страсти Христа»
- "Новое небо с новыми звездами или повествование о чудесах Богородицы" (1667 г.). Иллюстрации новеллы Иоанникия Галятовского
- «Деяния Апостолов», но только проповеди и кончины тринадцати апостолов
- Иллюстрации «Отче Наш», «Символ Веры», «Семи Таинств»
- Сцены из «Страшного Суда»
- Композиции «Богоматерь Живоносный Источник» и «Всякое дыхание да хвалит Господ»
- Нижний ярус – орнаментальный, в виде зеленых листьев и стеблей с красно-коричневыми цветами по золотистой охре
- Иконостас сохранил свою целостность. Иконы первой половины XVII века. Тябловый иконостас в начале XVIII века был заменен барочным. Скульптурная композиция в рост на тему «Сошествие Святого Духа на апостолов»
- Исследование малоизученной природы губернии
- Создание музея природы
- Сельскохозяйственное естествознание
- Млекопитающие
- Птицы
- Сравнительно-анатомический
- Энтомологический
- Ботанический
- Геологический
- Отдел пресноводной и морской фауны
- Приведение в порядок архивных дел
- Документов
- 1920 год – Древлехранилище стало называться Ярославским историческим музеем
- 1924 год - слияние музеев города в единый Ярославский государственный областной музей - 34 выставочных зала
- В 20-е годы коллекции пополнились ценностями из закрытых монастырей и храмов, дворянских усадеб
- Во время ВОВ часть коллекции была утрачена
- 1959 год - организован Ярославо - Ростовский историко-архитектурный и художественный музей - заповедник, разместившийся на территории бывшего Спасского монастыря. Кроме монастыря в состав заповедника вошли архитектурные памятники - храмы Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Николы Надеина, Иоанна Златоуста, позднее Рождества Христова и Богоявления.
- 1971 год музей носит название - Ярославский историко-архитектурный музей – заповедник
- Коллекция рукописных книг, в том числе на пергамене (кон. XII - нач. ХХ вв.)
- Коллекция старопечатных книг, в том числе инкунабулы, палеотипы, первопечатники (XV - XX вв.)
- Архив Л.Н. Трефолева, поэта, историка, публициста, исследователя первого русского провинциального журнала "Уединенный пошехонец" (XIX в.)
- Архив К.Ф. Некрасова, племянника поэта Н.А. Некрасова, издателя (1889-1916 гг.)
- Архив Н.А. Морозова, ученого, активного деятеля "Народной Воли" (ХХ в.)
- Коллекция фото, фотозаписей и личных вещей Л. В. Собинова (ХХ в.)
- Фонд личных документов и вещей Н.В. Кузнецова, краеведа, охотника, художника-таксидермиста (ХХ в.)
- Коллекция личных вещей Н. И. Подвойского, председателя Военно-революционного комитета в период Октябрьских событий 1917 г. (ХХ в.) vФонд документов и личных вещей В.В. Терешковой, первой в мире женщины-космонавта (ХХ в.)
- Коллекция изданий и исследований "Слова о полку Игореве", 1800 - 90-е гг. ХХ в., графических работ советских художников на темы "Слова..."
- Коллекция писем ярославцев с фронтов I и II мировых войн (ХХ в.)
- Коллекция листовок политических партий и движений периода революционных событий в России и Ярославском крае (нач. ХХ в.).
- Коллекция ярославской иконописи (XIV - нач. XX вв.)
- Коллекция фрагментов ярославских фресок (XVI - XVIII вв.)
- Коллекция ростовской и московской финифти (XVIII - XX вв.)
- Коллекция мелкой пластики (иконы, кресты из дерева, камня, кости, медно-литая пластика), (XIII - XIX вв.)
- Коллекция лицевого и орнаментального шитья и вышивки (XVI - XIX вв.)
- Коллекция шелковых художественных тканей. Восток, Западная Европа, Россия (XVI - XX вв.)
- Коллекция серебряных изделий Ярославля и других русских ювелирных центров XIII - нач. XX вв.
- Коллекция ярославских изразцов (XVII - XIX вв.)
- Коллекция льняных тканей ярославских фабрик]] (XVIII - XX вв.)
- Коллекция церковных колоколов и бытовых колокольчиков (XVI - XIX вв.) и материалов фирмы и семьи Оловянишниковых, владельцев колоколо - литейного завода в Ярославле
- Коллекция фарфора русских фабрик, в том числе Первомайского фарфорового завода (кон. XVIII - XX вв.)
- Коллекция народного искусства (резьба и роспись по дереву, ткачество, набойка, вышивка, кружево, кованый металл, гончарные изделия) (XVII - XX в.)
- Коллекция старообрядческой культуры (рукописные книги, в том числе иллюминированные, книги старообрядческих топографий, иконы, меднолитая пластика, бытовые вещи, справочная литература 2-й пол. XVII - XX вв.)
- Коллекция античных (II - IV вв.) и восточных монет (IX - XV вв.)
- Коллекция монет допетровской Руси (кон. XIV - кон. XVII вв.)
- Коллекция кладов русских и советских монет (XV - XX вв.)
- Коллекция бородовых знаков (нач. XVIII в.)
- Коллекция жетонов Февральской революции в России 1917 г.
- Коллекция археологических материалов из раскопок российских археологов
- Коллекция воинских памятных медалей, знаков СССР
- Коллекция фотографий И. Ф. Барщевского, фотографа Императорской Академии художеств (Памятники церковной архитектуры России), 80-90-е гг. XIX в.
- Коллекция конфетных оберток кондитерских фабрик Ярославля и губернии конца XIX - начала XX вв.
- Коллекция Ярославского провинциального портрета
- Храм строился 16 лет (1671-1687 гг). В его создании принимали участие все жители Толчковской слободы – помогали, кто, чем мог.
- Ярусная колокольня, выполнена в стиле барокко.
- Церковь достаточно большая по размерам, имеет 15 глав, богато декорирована убранствами: изразцам, кирпичным узором, росписью аспид и дверей.
- Роспись велась артелью из 16 мастеров «стенного писания» во главе с царским изографом Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым в конце XVII века.
- Храм полностью сохранил свой первоначальный облик, лишь центральная глава подверглась переделки в XVIII веке, выполнена в стиле барокко.
- 1950 год – реконструкция колокольни, в связи с ее креном, который грозил обрушить все здание церкви.
- Храм Иоанна Предтечи – последний храм «высокого ярославского стиля»
- Год постройки – 1897, является пристройкой к восточной стороне Власьевской (Знаменской) проездной башни.
- На башне висел образ Знамение Богоматери
- XIX век постройка нового храма, освященного во имя иконы Знамения богоматери. Проектом занимался архитектор Никифоров А.А. Храм построен в древнерусском стиле. Достаточно скромное убранство, одна золоченая главка на тонком барабане, восстановленная в 1990 году.
- Храм приписан к Кирилло-Афанасьевскому монастырю.
- На данный момент в храме размещается народная киностудия «Юность».
- Год постройки XVII-XVIII века в Коровницкой слободе, устье реки Которосль.
- Ансамбль состоит из двух храмов: -церковь Иоанна Златоуста - зимняя, самая древняя постройка, середина XVII века, строилась на деньги посадских людей, имеет ярко выраженную симметрию, стремящуюся вверх. Росписью (1730) занимались ярославские мастера во главе с Алексеем Сопляковым.
- Между этими двумя церквями возведена ограда со Святыми воротами (конец XVII века, трехъярусные, с арочным проездом, стиль – нарышкинское барокко) с высокой многоярусной колокольней (год постройки 1680, высота 37 м) в глубине. Колокольня получила название «ярославская свеча» - самая стройная в России. Когда-то на ней висели демидовские колокола.
- К постройке ансамбля приложили руку несколько поколений зодчих.
- Год строительства 1891-1895 года, проект архитектора Поздеева Н.И., средства на постройку выделил ярославский фабрикант Дунаев Иван Николаевич.
- Состав ансамбля выполнен в «русском» стиле: большой храм, объединяющий обе церкви (храм Сретения Господня и храм иконы Божьей Матери «Знамение», Знаменскую часовню и ограды).
- Сретенская церковь имеет прекрасную акустику. В 1918 году (до 1925) была организована певческая капелла композитора и мастера церковного пения священника Василия Зиновьева (здесь его и отпевали)
- 1929 год – закрытие церкви. Поочередно размещались: клуб, склад, пекарня и швейный цех.
- В 1994 году храм передан Русской Православной Церкви. Церковь действующая.
- Год постройки XVII-XVIII века
- Ансамбль состоит:
- храм Благовещения, с двумя престолами. Выстроен на средства прихожан (вторая половина XVII- начале XVIII вв). Архитектурная композиция довольная проста.
- церковь святого Димитрия Угличского имеет два престола - Вознесения Господня и св. Митрофана Воронежского. Храм Вознесения небольшой, памятно в нем то, что пристройку к нему в виде трапезной и трехъярусной колокольни в стиле классицизма были построены (1860 г) на средства ярославского купца Вахрамеева А.И., а проект был выполнен архитектором Достоевским А.М. – братом знаменитого писателя.
- колокольня
- Середина XVIII века – главы церкви переделана в стиле барокко.
- Росписью храма в 1700 г. занималась ярославская артель мастеров под руководством Федора Игнатьева и Федора Федорова.
- Постройка XVII век, левый низменный берег реки Которосли.
- Ансамбль состоит: - храм Николая Чудотворца (холодный), год постройки 1660-1670. Пятиглавый храм с шатровой колокольней, достаточно богато декорирован – изразцовые окна и западный притвор (конец XVII века).
- В приходе храма были две монастырские слободы Спасская и Киселюха (топкое место, грязь, кисель)
- Роспись храма в 1673 году, по некоторым данным принадлежит совместной работе костромских и ярославских мастеров, во главе с Гурием Никитиным. Роспись храма преподносится нам в повествовательной манере (отличительная черта ярославских церквей)
- Год строительства 1825-1831 гг, стиль классицизм 1 половины XIX века, один купол, наружная лестница, соединяющая первый и второй этажи.
- В начале XI века у Медвежьего оврага, по указу князя Ярослава Мудрого, был построен деревянный храм, а в XVII его заменили на каменный.
- Два этажа: -первый этаж: теплая церковь, имеет три престола – Ярославской иконы Божьей матери, Михаила Архангела, Тихона Амафундского.
- Год постройки 1672, правый берег реки Которосли
- Четырехстолпный, пятиглавый, первоначально с позакомарным покрытием, с низкими одноэтажными закрытыми галереями, мощные главы на высоких барабанах
- Роспись храма – начало 1700 годов, ярославские мастера во главе с Федором Федоровым. Как и многие другие ярославские храмы, роспись интерьера имеет повествовательный характер.
- Ведется богослужение
- Постройка - XVII век.
- Два каменных храма: - холодный храм, бесстолпный, трапезного типа с шатровой колокольней, имеет завершение в виде трех небольших шатров с главками, во имя Владимирской иконы Богоматери (1670 гг). Выстроен на средства купца Лузина. С 1992 года передан Русской Православной свободной церкви.
- Михаила Архангела (холодный, 1640 г) с приделом Великомученика Никиты. Был снесен в 1929 г.
- Сретенья Господня (теплый, 2 половина XVII) с приделом Успенья Богоматери. Перестроен в 1902 г на средства купца Белозерова с престолами Великомученика Никиты (главный) и Сретенья Господня (придельный).
- Колокольня – звонница ярусного типа, уменьшающаяся к верху (конец XVII-XVIII вв), увенчанная малой главкой.
- 1970 – реставрация
- 1997 храм в ведении Русской Православной церкви.
- Постройка первой половины XVIII века в стиле «петровского барокко» по образу Петропавловского собора в Санкт-петербурге, на средства владельца Ярославской Большой Мануфактуры Ивана Затрапезнова.
- Двухэтажный храм, три яруса окон, многоярусная колокольня со шпилем, пышный декор
- Храм являлся композиционным центром комплекса: храм, система прудов с мельницей, производственный постройки, парк
- 2001-2002 гг – выпрямили шпиль на колокольне
- Храм находится в ведении Русской Православной церкви.
Подклет Собора служил местом захоронения удельных князей, а также именитых горожан. Древний некрополь был утрачен к началу XIX века, остались лишь фрагменты плит. Здесь были погребены:
Титулованные Ярославцы - представители княжеских родов:
После того, как Ярославль утратил свою самостоятельность, монастырь встал на сторону Москвы, с тех пор он пользовался покровительством сильных мира, что укрепляло его имущественное и юридическое положение: льготы, привилегии, освобождение от ряда льгот и повинностей, игумен имел право на собственный суд. Первые жалованные грамоты были получены монастырем в XIV веке. К XVII веку Спасский монастырь – крупный собственник, имеет вотчины не только на территории Ярославля, но и в Костроме, Ростове, Романове, Пошехонье, Переславле-Залесском, в Московском и даже Сольвычегодском уездах. Входит в число 16 крупнейших монастырей России. Владеет землями, городскими слободами, рыбными ловлями, мельницами, ведет торговые операции, имея при этом около 14000 крепостных.
Спасо-Преображенский монастырь обладал величайшими ценностями:
Начиная с 1920 года, на территории ведутся реставрационные работы, основная реставрация 1950-1960-ее годы. С 1959 года здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник, ансамбль зданий XVI век. В настоящее время ведется реставрация памятников архитектуры ансамбля Спасо-Преображенского монастыря - Большой Звонницы, Богоявленской башни, здания погребов.
Святые ворота
Крепостная башня, боевая башня (XVII) Святые ворота – самая древняя в Спасо-Преображенском монастыре, они являются главным входом в монастырь. В качестве боевой, оборонительной башни – Святые ворота принимали участие во всех осадах, самая длительная, почти месяц, при осаде поляками в мае 1690 года. На данном этапе в ней сохранился нижний ярус с двумя арками. Своды Святой башни расписаны (с 1563-1564 гг) на тему Апокалипсиса живописцами собора. Святая башня перестраивалась в XVII, XVIII и XIX вв. Перестройка принесла Святой башне дополнительные объемы, надвратную церковь, домообразное крыльцо внушительного размера.
Стены и башни
Все оборонительные сооружения Спасо-Преображенского монастыря, а именно стены и башни, неоднократно перестраивались. Каменные появились здесь в 50-ее гг. XVI столетия, изначально все постройки были деревянные. Новые строительства знаменуются XVII веком. Стены становятся толще и выше: стены - 820 метров, высота - 10,5 метра, толщина - 2,8-3 метра. Оборонительные сооружения состояли из 6 башен (углы или изломы стен). Сейчас можно увидеть:
Спасо-Преображенский собор
Спасо – Преображенский собор (годы строительства 1506-1516) самый древний храм, а также самое древнее здание, сохранившееся до наших дней в Ярославле. Собор посещали сильные миры сего, поэтому он нуждался в соответствующем убранстве. Поэтому можно предположить, что в этом деле участвовали не только власти самого монастыря, но и митрополит Макарий и царь Иван Грозный.
Летопись: "Изволением Отца и поспешением Сына и совершением Святого Духа обновлена бысть подписью сия церковь Боголепного Преображения Господа нашего Иисуса Христа в лето 7071 (1563) при благоверном царе государе и великом князе Иване Васильевиче всея Руси самодержце и митрополите Макарии всея Русии" "и свершена бысть в лето 7072 (1564) при митрополите Афанасии в первое лето святительства его и подписана бысть при архимандрите Ефреме, а подписывали мастеры московские Ларион Леонтьев сын да Третьяк да Федор Никитины дети да ярославцы Афонасей да Дементей Сидоровы дети".
Строительство вели мастера: три москвича - Ларион Леонтьев, Третьяк и Федор Никитины и два ярославца - Афанасий и Дементий Сидоровы. Можно предположить, что москвичами были расписаны алтарь и своды храма, а ярославцы продолжили работу на стенах и столпах. Возможно, ими руководил итальянский зодчий, т.к. присутствуют элементы ордерной системы и фрагменты декора, указывающие на влияние итальянской ренессансной архитектуры. Но в целом Спасо - Преображенский собор соответствует русской архитектуре XVI века. Собор стоит на фундаменте и почти повторяет размеры его предшественника XIII века, который сгорел при пожаре 1501 года.
Спасо-Преображенский собор:
Живопись Спасо-Преображенского собора неоднократно поновлялась, а в 1780-1781 гг. была впервые полностью записана. В 1814 г. ее прописали масляными красками, последствия этих поновлений были особенно значительны на западной стене, где пострадала композиция Страшного суда. Несколько фресок погибли при перестройках полностью, часть композиций утрачена частично. Реставрация монументальной живописи шла на протяжении почти всего XX века. В разное время здесь работали Н.И.Брягин, П.И.Юкин, Н.В.Перцев и др. Основной и завершающий этап реставрации относится к 1984-1996 гг., который был осуществлен бригадой ЯСНРПМ под руководством Е.А.Чижова.
Звонница Спасо-Преображенского монастыря
Звонница Спасо - Преображенского монастыря – самая высокая доминанта в ансамбле около 32 м. Год постройки – вторая половина XVI века (нижняя часть). В нижней части располагалась церковь: первоначально посвященная в честь имени Происхождения Древ Честного и Живописного Креста Господня, в 1860 году переосвящена во имя Печерской Богоматери. В конце XVII века был устроен придел Александра Свирского.
Основательная реконструкция происходит со звонницей вначале XIX века. В 1808-1809 гг был надстроен новый ярус в виде трехпролетной аркады со сводами, по проекту канцеляриста Архиерейского дома А. Мизеров. Окончательное завершение звонница получила в 1824 году, под руководством архитектора П.Я. Панькова, со стен Святых ворот перенесли часы. Интерьер церкви очень разнообразен. Здесь присутствуют фрагменты разнообразной росписи (XVII века), фресковые иконостасы (что очень редко использовалось в архитектуре Ярославля, а в основном в Ростове). Тепла в здании не хватало, поэтому стенопись быстро приходила в негодность и ее переписывали. В течение XIX века ее переписала четыре раза. Звонница пострадала от восстания 1918 года. После реставрационных работ (1920-1950 гг) звонница была открыта для посещения. В 1991 году на звонницу подняли 18 колоколов (XVI – XX вв). Благовестник – самый большой колокол звонницы весит 113 пудов (1.850 кг).
Ярославский Кирилло - Афанасиевский монастырь
Возникновение Ярославского мужского монастыря во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских Ярославской епархии многие историки считают 1615 год. Возникновение монастыря связывают с чудесным событием смутного времени. В 1612 году в Ярославль прибыло народное ополчение Минина и Пожарского, от большого количества народа началась моровая язва, многие умерли. Жители обратились с просьбой к протопопу Илье провести крестный ход с Толгской иконой Богоматери. Но Илье во сне явился Спаситель и повелел вместе с иными иконами вознести икону Спаса Нерукотворного, которая хранилась в пыли и забвении в часовне близ деревянной церкви во имя святителей Александрийских Афанасия и Кирилла. Во время крестного хода произошло два чуда: первое-исцеление слепого, второе: при прохождении мимо часовни, где лежала забытая икона, люди не смогли сдвинуться с места, и было решено на этом месте, построить обыденную церковь. Мор после этого в городе прекратился. В 1615 году, после благословления митрополита Кирилла (Завидов), на этом месте был построен монастырь, управляемый игуменами.
Монастырю были жалованы с 1916 года:
12 декабря 1857 года указом императора Кириллу - Афанасиевскому монастырю присвоена степень третьеклассной обители, настоятели стали иметь сан архимандритов. XIX век, ознаменован множественными реконструкционными работами. Построены настоятельские покои, братские кельи, обновлены иконостас и росписи святительского храма, в 1897 году были возведены каменные погреба, сарай, каретная, конюшня, баня; в начале XX века проводились работы в соборной церкви. Самым известным и щедрым благотворителем монастыря был Иван Александрович Вахромеев, его потомки продолжали покровительствовать монастырю. В 1895 году монастырь был резиденцией викарного епископа Угличского.
В 1925 году монастырь был закрыт. Кельи и монастырские помещения заняла администрация мебельной фабрики. Были разобрана колокольня, внутри сделали перегородки и перестройки, поселили людей. Росписи закрасили краской.
В 2006 году здесь возродилась семинария. К семинарии был приписан и Спасо - Пробоинский храм, найденный семинаристами в очень плачевном состоянии. Окна выбиты, горы мусора. В мае 2007 года два храма и постройки были переданы Ярославской епархии. Первая служба прошла в храме 31 января 2008 года. 31 марта 2009 года монастырь был возрожден.
Адрес: Россия, 150000, г. Ярославль, пл. Челюскинцев, 17
Тел.: +7 (8452) 73-04-14
Настоятель Кирилло-Афанасиевского Мужского монастыря г. Ярославля: Игумен Феодор (Казанов)
Успенский собор
Успенский собор в Ярославле – первый каменный храм города. Заложение храма произошло еще в 1215 году, по воле ростовского князя Константина Всеволодовича, по воле которого его захоронили в этом соборе. После освящения в 1219 году епископом Кириллом, собор стал украшением города и главным храмом, названным в честь праздника Успения Богоматери. Как уже упоминалось, Успенский собор был не из дерева. Храм строился из тонкого кирпича (плинфы). Зодчие украсили его резьбой по белому камню, пол выложили керамической плиткой, двери из золоченой меди. Первоначальный облик до наших дней не сохранился.
Основные даты, события, факты, заметки:
Свято - Введенский Толгский женский монастырь
Свято-Введенский Толгский женский монастырь был основан в XIV веке при князе Давиде Феодоровиче, епископом Ростовским Прохором. Епископу Прохору было видение при возвращении из Белозерской страны 7 августа 1314 года. Он увидел огненный столп и мост к нему через Волгу. Утром 8 августа на месте необъяснимого свечения была обнаружена икона Пресвятой Богородицы. За один день здесь была построена церковь и освещена во имя введения во храм Пресвятой Богородицы. Образ назвали «Толгским», по названию речки Толге. При церкви решено было построить монастырь. Обретенная икона начала мироточить 16 сентября 1392 года. Многие получили исцеление от мира.
Пожар в начале XV века принес собой сильное разрушение. Сгорело практически все. Не уцелели кельи, ограды, церковная утварь, что касается иконы Пресвятой Богородицы – ее каким-то чудом обнаружили в лесу, целой и невредимой. В то время, когда пожары случались достаточно часто, многие монастыри прекращали свое существование, но обитель выстояла. При игумене Феодосии был выстроен каменный храм, этому поспособствовал царь Иван Грозный, который обрел силу в ногах после поклонения и молитвам у иконы Пресвятой Богородицы в обители в 1553 году.
Смутное время не обошло стороной и Толгскую обитель, ее полностью разорили, но икона снова чудесным образом уцелела и даже была принесена на всеградский крестный ход, дабы выгнать мор из города. С тех пор чудодейственная икона спасала город не раз, особенно в 1654-1657 гг. Бед на город выпадало не мало. В дальнейшем жители города всегда ходатайствовали о том, чтобы на всех крестных ходах присутствовала Толгская икона.
Основные даты, события, факты, заметки:
Настоятельница - игумения Варвара (Третьяк), возведенная в сан 25 сентября 1988 года
Адрес: 150027, Ярославская область, г. Ярославль, пос. Толга, 1; (4852) 38-00-55, 38-55-65.
Фото: Сергей Метелица
Казанский женский монастырь
По преданию, икона Казанской Божией Матери была выкуплена в Ярославле после разграбления города Романова в 1609 году, куда она была привезена в 1588. Икону стали считать покровительницей Ярославля, после снятия 24-днейной осады города от нашествия поляков. В память этих событий, в 1610 году, возвели деревянный храм для этой иконы. В кельях нашли приют 72 монахини Рождественского монастыря, который сгорел во время осады.
Основные даты, события, факты, заметки:
Настоятельница — игумения Екатерина (Гаева)
Адрес: 150000, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Первомайская, 19 «а»
тел.: (4852) 72-59-10, 72-77-51.
Церковь Ильи Пророка
Церковь Ильи Пророка – выдающийся памятник XVII века, почти полностью сохранивший свой облик до наших дней. Церковь стоит в центре Ярославля, привлекая сюда знатоков и любителей древностей, художников, ученых, туристов. Находится в ведении Ярославской и Ростовской епархии и Ярославского музея-заповедника (с 1920 года). Последний спас церковь в 1930 году от сноса. Согласно «Сказанию о построении града Ярославля» церковь была заложена Ярославом Мудрым, одновременно с самим городом. Названа в честь Ильи Пророка, потому что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого.
Современный каменный храм построен в 1647-1650 гг., на месте двух деревянных, на средства богатейших купцов братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. В благодарность они получили от патриарха Иосифа частицу ризы Христа. В честь получения святыни был сооружён шатровый Ризоположенский придел. Купцы богато украсили церковь: иконы с жемчугом и драгоценными камнями, утварь золотая и серебряная, златотканые облачения священников, покровы и пелены из атласа и бархата. Для освещения центрального храма служило большое медное паникадило весом в 10 пудов и три паникадила меньших, весом по 5 пудов каждый. На колокольне 5 колоколов от 106 пудов до 25, еще пять перенесли со старой колокольни.
Основные даты, события, факты, заметки:
Церковь Архангела Михаила – Гарнизонный храм…
Церковь Михаила Архангела - одна из двух пятиглавых церквей XVII века. Возведение деревянного Архангельского собора принято относить к 1215 году, считается, что храм построили раньше Успенского собора.
«Князь великий Константин Всеволодович ... лета 1215 заложи церковь иную в большем граде, у врат, брусяную, собор Архистратига Михаила, и соверши ю того же лета».
Церковь простояла 79 лет, до 1295 года, когда жена князя Фёдора Чёрного – Анна «созда новую Архистратига Михаила церковь и в ней честную Богоматери икону постави и украси её златом и сребром, и камением драгим… наименовав оную церковь соборною». Со времён княгини Анны, по преданию, в храме сохранялись иконы:
Основные даты, события, факты, заметки:
Закомара (от др. русского комара - свод) - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Ложная (не повторяющая внутренней формы свода) закомара называется кокошником. Кокошники имеют только декоративное значение. Они располагаются на стенах, сводах, а также (уменьшающимися ярусами) у оснований шатров и барабанов глав церковных зданий.
Церковь Спаса на Городу
Церковь Спаса на Городу по местным преданиям самая древняя в городе, построенная по типу церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, на деньги посадских людей, у самой границы Рубленого города. Церковь построена ассиметрично, поэтому обзор хорош с любого ракурса. Изначально церковь, как и многие другие, была деревянная, в 1672 году построена каменная, расписана в 1693 году 22 мастерами под руководством Лаврентия Севастьянова за 7 недель. Свое название церковь получила от места, где была построена, т.е. в центре торговой площади, но у нее есть и второе имя, редко употребляемое - Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на Городу.
Основные даты, события, факты, заметки:
Адрес: Ярославль, ул. Андропова, 1
Церковь Николы Рубленого
Церковь Николы Рубленого, церковь Николы Рубленый Город, церковь Николая Чудотворца в Рубленом Городе – столько названий носит этот храм, постройки 1695 года, сохранивший свой облик до наших дней. Первый храм в Ярославле трапезного типа (в трапезе придел Андрея Свирского), сочетающий в себе две архитектурные традиции строительства: верхневолжскую и московскую. Храм построен на средства посадских людей (судостроителей), как и церковь Спаса на Городу. Вид имеет достаточно скромный.
Основные даты, события, факты, заметки:
Храм расположен в юго-западной части Рубленого города против выхода Медведицкого оврага к пойме р. Которосль.
Адрес: Которосльная набережная , 8
Церковь Николы Надеина
Церковь Николы Надеина (1620 – 1922 гг) – старейший каменный посадский храм Ярославля, построенный по заказу торгового агента царя Евфимия (Андреева сына) Светешникова, более известному как – Надея, на месте сгоревшей деревянной церкви Благовещенья XVI в. Имя носит в честь святого Николы-Чудотворца, покровителя торговли и путешествующих. Строительство вела московская артель мастеров, работавшая в Спасо-Преображенском монастыре. По традиции, существовала преемственность посвящения престола. И по всем правилам, новая церковь должна была носить название старой, на месте которой построился новый храм. Но этого не произошло, и новая церковь обрела новое имя. По приданию, случилось это из-за явления иконы Николая Чудотворца, которую прибило волжской волной к берегу, где строился новый храм. Икону внесли и стали происходить чудесные исцеления. Тогда прихожане обратились с просьбой к ростовскому митрополиту Варлааму II освятить главный престол вновь отстроенного храма в честь Николая Чудотворца. Так храм получил новое церковное имя, а в миру его стали величать - церковь Николы Надеина (Надежда). В подклете находилась усыпальница рода Светешниковых. Из всех строений, которые когда-то были возведены на этом месте, осталась только церковь Николы Надеина, остальные постройки были разобраны в довоенные годы, на их месте возвели жилые дома.
Основные даты, события, факты, заметки:
Адрес: Народный пер., 2.
Время работы: с 10.00 до 17.00 без перерыва. Выходные: среда, четверг.
Находится в ведении Ярославской и Ростовской епархии и Ярославского музея-заповедника.
Храмовый ансамбль церкви Рождества Христова
Храмовый ансамбль церкви Рождества Христова - памятник архитектуры и живописи ХVII века. Вторая церковь из камня на посаде, построенная на средства ее прихожан - купеческой династии Назарьевых-Гурьевых. В последствие они получили от царя крупнейшие рыбные ловли на Каспии, построили крепость от набегов калмыков и яицких казаков. Так началась история города Гурьева (территория Казахстана). Церковь Рождества Христова сооружена в 1636- 1644г.г., на месте деревянного храма. Храм освящен в 1644 году.
Основные даты, события, факты, заметки:
Южная и северная стены разбиты на 6 ярусов:
В православной традиции Богоматерь Живоносный Источник прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос — Путь, Истина и Жизнь.
Тябловый иконостас - простейшее устройство иконостаса: ряды икон установлены на тесаные бревна с продольными пазами — желобами, в которых стоят иконы.
Адрес: ул. Кедровая, 1.
Время работы: с 10.00 до 17.00 без перерыва. Выходные: понедельник, вторник.
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (ЯГИАХМЗ)
В 1864 году 21 ноября (3 декабря) в Ярославле, под руководством А.С. Петровского было основано одно из первых провинциальных обществ по изучению природы местного края. Коллекции стали собираться сразу же, в этом принимали участие, как члены общества А.С. Петровский, братья Сабанеевы. Ю.Л. Жаккар, а также просто любители природы. Цели:
Впервые двери были открыты для публики в 1865 году в помещении мужской гимназии.
"Только быстрое устройство начала музея, показанного гостям приглашенным на заседание уже 12-го января 1865 года и свершенное лишь благодаря неутомимой деятельности некоторых наших сочленов заставило наконец усомниться иных из наших противников творить возможности дела" (Отчет А.С.Петровского о деятельности общества для исследования Ярославской губернии).
В 1881 году музей получил новый «дом» во флигеле двора губернского ведомства, теперь его двери были открыты для постоянных посещений.
"Музей представляет собой картину природы Ярославской губернии. Растения, животные, окаменелости - все это собрано в ее пределах. Только наш богатый минеральный кабинет, конечно, не ярославский, но зато благодаря ему мы легко можем определить всякий минерал, найденный в здешней почве. Изучая природу губернии мы не оставили без внимания практическую сторону вопроса, т.е. изучение того, что можно извлечь из нее непосредственно полезного для человека",- сказал А.С. Петровский на открытии музея.
1901 год – новый виток музея. Общество получило новое имя – Ярославское – естественно историческое общество. Были намечены новые планы. В этом процессе принимали участие известные энтомологи: Н.Р. Кокуева (1848 - 1914), Н.Н. Ширяева, А.И Яковлева (1863 - 1909), А.В. Шестакова (1890 - 1933). Благодаря этим людям Ярославль вышел на уровень энтомологического центра. Стали проводиться глубокие исследования районов губернии, обменивались коллекции с русскими и зарубежными учеными. Стал издаваться журнал «Русское энтомологическое обозрение».
Музей в начале XIX века играл важную роль в преподавании наук в области естествознания. Появились отделы:
К первой мировой войне естественно - исторический музей считался одним из крупнейших провинциальных музеев в России. Коллекции продолжали пополняться.
15 ноября 1889 года состоялось открытие Ярославской Губернской Ученой Архивной Комиссии (ЯГУАК). Она объединила все научные силы. Среди ее членов были: профессор С.М. Шпилевский, директор Демидовского юридического лицея, И.А. Тихомиров, археолог, реставратор, краевед, Л.Н. Трефолев, поэт и историк Ярославского края, И.А. Вахромеев, библиофил, коллекционер, меценат, Е.И. Якушкин, этнограф, литературовед. Первым председателем Комиссии был избран С.М. Шпилевский. В 1894 году ЯГУАК возглавил ученый, юрист, доктор права Э.Н.Берендтс.
Первоначальные цели ЯГУАК:
Но участники смотрели дальше, и в 1895 году при Комиссии было создано Древлехранилище – исторический музей. Пожертвования вносились щедро.
"...Отдел "пожертвований" - ...жизненный нерв комиссии. Без него комиссия, не имеющая определенных средств содержания, не могла бы не только развиваться, но и существовать. Здесь все жертва: жертвуют и вещами, и средствами, и трудом, и высоким влиянием и содействием",- говорилось в "Отчете о деятельности ЯГУАК за 1900 - 1914 гг.".
В 1895 году было всего 100 экспонатов, а к 1914 году она разрослась до 12 тысяч предметов. Благодаря такому объему стала возможна организация выставок, и первая была открыта к 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина в 1899 году, в 1900 – к 250 - летию со дня основания ярославского театра.
В настоящее время музей имеет несколько экспозиций - истории края, древнерусского искусства, "Слово о полку Игореве - выдающийся памятник древнерусской культуры", природы края. В фондах музея хранится более 300 тысяч экспонатов, ряд коллекций музея имеют национальное значение.
В Ярославском историко-архитектурном и художественном музее ведется изучение коллекций и отдельных музейных предметов для представления их на выставках и экспозициях. В настоящее время в музее насчитывается более 350 тысяч единиц хранения, из них около 300 тысяч - предметы основного фонда.
В фондах Ярославского музея-заповедника хранятся:
150000 Ярославль, Богоявленская пл. 25
Контактные телефоны:
Приемная (4852)30-40-72, экскурсионный отдел (4852)30-38-69(факс), научная часть (4852)30-35-37
Факс: (4852) 30-40-72 E-mail: yarmp@yar.ru, yarmp.1865@gmail.com
Директор: Левицкая Наталья Васильевна (4852)30-56-30, 30-40-72
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
Памятник архитектуры XVII – начала XVIII вв., состоящий из церкви Иоанна Предтечи, колокольни и святых ворот.
Основные даты, события, факты, заметки:
Адрес: Которосльная наб., 69.
Знаменская церковь
Основные даты, события, факты, заметки:
Адрес: ул. Первомайская, 21.
Храмовый ансамбль в Коровниках
Основные даты, события, факты, заметки:
-церковь Владимирской Божьей Матери – летняя, близка по постройке с Иоанном Златоустом, более скромная.
Адрес: Портовая набережная, 2.
Храмовый ансамбль церкви Сретения
Основные даты, события, факты, заметки:
Адрес: Депутатский переулок, 4а
Храмовый ансамбль церкви Благовещения
Основные даты, события, факты, заметки:
Адрес: Волжская набережная, 51
Храмовый ансамбль церкви Николы Мокрого
Основные даты, события, факты, заметки:
- храм иконы Тихвинской Божьей Матери (теплая, трапезная) – 1686 год. Пристройка крыльца – 1790 г. Скромный декор фасада, простая по форме постройка, но притвор церкви пышно украшен изразцами.
Адрес: ул. Чайковского, 1.
Церковь Ильинско-Тихоновская
Основные даты, события, факты, заметки:
-второй этаж: холодная церковь во имя пророка Ильи.
Адрес: Волжская набережная, 5
Церковь Николы в Меленках
Основные даты, события, факты, заметки:
Адрес: ул. Стачек, 60
Церковь Владимирской иконы Богоматери
Основные даты, события, факты, заметки:
- теплый храм– первоначально во имя митрополита Филиппа Ростовского, с 1820 года заменен храмом Покрова Богоматери. В 1930-х годах был перестроен, колокольня снесена.
Адрес: на углу улиц Рыбинской и Лисицына.
Церковь Никиты Мученика с колокольней
Основные даты, события, факты, заметки:
Состоял из двух храмов:
Адрес: ул. Победы, 49/Салтыкова - Щедрина, 32
Церковь Петра и Павла
Основные даты, события, факты, заметки:
Петропавловский парк за Которослью. 150002, г. Ярославль, ул.
Зеленцовская, 25
Тел.: 32-64-54 Моб. тел.: 8-920-106-04-02
Автор текста: Растёгина Екатерина
Дата: 07.03.2013
Перепечатка материалов статьи без ссылки на сайт запрещена!
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.