Достопримечательности Ростова Великого
Данная информация поможет Вам найти:
Ансамбль Ростовского Кремля
Ансамбль Ростовского Кремля представлял собой резиденцию архиереев Ростово-Ярославской епархии, он носил название архиерейский или митрополичий двор. В настоящее время Ростовский Кремль можно поделить на три части: архиерейский двор, Соборная площадь, Митрополичий сад. Сам Кремль расположен в центре города, на берегу озера Неро. Кремль был построен примерно в 1670-1683 годах, при митрополите Ионе Сысоевиче, а предполагают, что архитектором стал Петр Досаев. Резиденция митрополита была задумана в виде кремля, хотя к этому времени строительство кремлей уже было неприемлемо, поэтому Ростовский Кремль носил скорее декоративный характер, чем оборонительный. Вскоре митрополия была перенесена в Ярославль, и Ростовский Кремль постепенно стал обветшать, но к концу XIX века его постепенно восстановили на деньги купечества. Главной изюминкой ансамбля является Успенский собор и звонница.
Страшный ураган в 1953 году повредил многие памятники Кремля, но к большому счастью их все отреставрировали и мы, можем любоваться ими, и по сей день.
Успенский собор (1508—1512)
Успенский собор Ростовского Кремля старейшее здание города. Его фундамент уходит на глубину до 5 метров. Успенский собор схож с Московским Успенским собором в архитектурном стиле. Успенский собор имеет пять глав, крест на одной из них возвышается на высоту 60 метров, освящая собой весь Ростов Великий. Весь собор украшают многочисленные декоративные элементы. Ранее, на месте собора, располагались другие храмы, а Успенский пятый по счету собор Ростовского Кремля.
Успенский собор хранит в себе святые мощи:
- - гробница апостола Леонтия
- - мощи святителя Исайи
- - святые мощи святителя Игнатия чудотворца
- - захоронение князя-героя мученика Василько
- - мощи воспитанника преподобного Сергия, его племянника, архиепископа Феодора
В 30-е годы собор использовался как склад кофе-цикорной фабрики. Храм был возвращен верующим только в 1991 году. Ведутся реставрационные работы, но до конца еще не все сделано. Ведутся богослужения.
Звонница Успенского собора (1682—1687)
Ростовская звонница соединила в себе все качества, как с точки зрения архитектуры, так и в плане подбора колоколов. В составе звонницы 15 колоколов, весом от 24 кг - 32,8 т. Не смотря на свой возраст, колокола используются в богослужениях и публичных концертах. Исследованиями признано, что именно колокола Ростовской звонницы являются лучшими тонами в России. Многие колокола просто уникальны по своему литью, звучанию, истории. Часть колоколов имеют имена учредителей. Колоколам более 300 лет, и они сохранились благодаря Луначарскому, если верить архивным данным, он взял их под свое покровительство, после того как услышал их звон.
-
"Сысой"
Время отливки – 1688 год
Вес колокола – около 32,8 тонн
Вес языка – около 1000 кг
Диаметр на срезе – 3,63 м
Основной тон – «до» малой октавы
Имя своё "Сысой" он получил в память об отце владыки Ионы, схимонахе Сысое. Колокол имеет скромное убранство. Около его главы и краев проходит рельефная надпись, выполненная вязью на церковно-славянском языке. Из текста надписи мы знаем, что отливал "Сысой" мастер Флор Терентьев. Вверху, вокруг главы написано: "Лета 7197 г. Ноемврия в 11 день. При державе Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великия Государыни и Благоверныя Царевны и Великия Княжны Софии Алексиевны всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев", а внизу, вокруг краев написано: "и при Благоверных Государынях Царицах и Великих Княгинях Наталии Кириловне, Параскеве Феодоровне, Марфе Матфеевне и при Великом господине Святейшем Кир Иоакиме Патриархе Московском и всея России, тщанием и радением Преосвященного Ионы митрополита Ростовского и Ярославского лит сей колокол в Ростове к соборной и апостольской церкви Успения Пресвятыя Богородицы и великих Ростовских Чудотворцев Леонтия, Исаиа, Игнатия епископов; а лил колокол мастер Флор Терентьев; а весу в сем колоколе две тысящи пудов". Помимо надписи колокол украшает довольно сложный орнамент. Над текстом расположен ряд изображений серафимов (благодаря искусству литейщика они составляют как бы волнообразную линию). Под надписью проходит узкая полоса цветочного орнамента и ряд из шестикрылых херувимов. -
"Полиелейный"
Время отливки – 1682 год
Вес колокола – около 16,4 тонн
Вес языка – около 564 кг
Диаметр на срезе – 2,86 м
Основной тон – «ми» малой октавы
"Полиелейный" следующий по величине после «Сысоева». Отлит этот колокол был московскими мастерами Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном. В переводе с греческого "Полиелейный" означает «многомилостивый». Колокол украшен двумя широкими орнаментальными поясами, между которыми расположена надпись. Верхний пояс орнамента составляют изображения шестикрылых херувимов с восьмиконечными розетками между ними. Нижний пояс состоит из двух рядов орнамента. Под цветочным орнаментом расположен ряд из фигурок фантастических крылатых существ с кистью-ламбрекеном вместо хвоста. Вторую пару крыльев им заменяют завитки ввиде буквы С. Фигурки чередуются с такими же восьмиконечными розетками, что и херувимы в верхнем поясе орнамента. Такой орнамент как визитная карточка данного мастера, он еще не раз будет использовать данный узор в своих работах. -
"Лебедь"
Время отливки – 1683 год
Вес колокола – около 8,19 тонн
Вес языка – около 273 кг
Диаметр на срезе – 2,27 м
Основной тон – «соль» малой октавы
Колокол "Лебедь" был отлит Филиппом Андреевым. Свое название он получил из-за трубного протяжного звука. Он является третьим по величине Ростовской звонницы. Очень нарядна верхняя часть колокола. Здесь в поясе с текстом изображен Галгофский крест, под надписью проходит растительный орнамент из восьмилепестковых розеток, вьющегося стебля с цветами, бутонами и плодами. Под ним расположен ряд с изображениями четырехкрылых существ, с хвостами-ламбрекенами. Мелкие детали почти не проработаны. -
"Голодарь"
Время отливки – 1856 год
Вес колокола – около 2,8 тонн
Вес языка – около 110 кг
Диаметр на срезе – 1,71 м
Основной тон – «ля-бемоль» малой октавы
Свое название колокол «Голодарь» скорее всего получил от слова «голодать», так как в него звонили во время Великого поста. Этот колокол очень часто страдал – при достаточно сильном морозе металл давал трещины, и его часто приходилось отливать заново. Колокол был отлит на заводе ярославского купца Чарышникова. На нем разнообразное количество элементов. Вверху и внизу на его поверхности воспроизведена надпись гражданским шрифтом о создании колокола, ограниченная валиками и жемчужником. В верхней части над надписью даны изображения шестикрылых херувимов, чередующиеся с картушами, внутри которых помещен орнамент из виноградных плодов и листьев. Ниже надписи проходит кайма растительного узора, состоящая из завивающихся стеблей и листьев аканта, рядов жемчужника и мелких пальметт. Эта кайма в четырех местах прерывается прямоугольными клеймами с рельефными изображениями иконы Владимирской Богоматери и святых Николая Чудотворца, Александра Невского и Леонтия Ростовского. -
"Баран"
Время отливки – 1654 год
Вес колокола – около 1,31 тонн
Вес языка – около 52 кг
Диаметр на срезе – 1,26 м
Основной тон – «ми» первой октавы
Этот колокол самый древний, отливал его известный московский мастер Емельян Данилов. В его украшении использованы различные орнаментальные мотивы и довольно длинная надпись. В верхней части колокола размещена кайма из трилистников, соединенных дугообразными стеблями, под ней - текст надписи, выполненный такой нарядной вязью, что сам является украшением колокола. Под ним находится полоса орнамента, основной мотив которой - львинообразные маски в обрамлении побегов и листьев аканта. Этот мотив получил название "маскароны". На ветвях аканта изображены фантастические птицы. Завершается орнаментальный пояс узкой полосой из дугообразных стеблей и свисающих с них трилистников. -
"Красный"
Время отливки – XVII век
Вес колокола – около 491,4 кг
Вес языка – около 20 кг
Диаметр на срезе – 1,07 м
Основной тон – «соль» первой октавы
Точной даты литья этого колокола нет. Верхний фриз колокола разделен на три пояса. Первый состоит из тщательно проработанных ажурных трилистников, соединенных дугообразными стеблями. Под ним проходит гладкий пояс в обрамлении валиков. Наконец, внизу помещены изображения крылатых существ (ангелов?) с замысловатыми хвостами из плодов и листьев. -
"Козел"
Время отливки – 1911 год
Вес колокола – 304 кг
Вес языка – 12 кг
Диаметр на срезе – 0,76 м
Основной тон – «ля-бемоль» первой октавы
Колокол «Козел» был отлит на ярославском заводе Оловянишникова. Этот колокол абсолютно с гладкой поверхностью, его отлили таким по рекомендации о. Аристарха Израилева, который считал, что любой орнамент на колоколе будет пагубно влиять на его звучание. Однако особенного благозвучия эта предосторожность колоколу не принесла. После того, как он был поврежден, колокол совсем перестали использовать в звонах. Этот колокол чрезвычайно разноголосит с другими колоколами, или, вернее, козлогласит, почему и называется «Козел». -
"Безымянный-1"
Время отливки – XVII век
Вес колокола – 176,6 кг
Вес языка – 8,9 кг
Диаметр на срезе – 0,64 м
Основной тон – «до» второй октавы -
"Безымянный-2"
Время отливки – XVII век
Вес колокола – 140,8 кг
Вес языка – 6,3 кг
Диаметр на срезе – 0,64 м
Основной тон – «ре» второй октавы -
"Безымянный-3"
Время отливки – XVII век
Вес колокола – 80,6 кг
Вес языка – 4 кг
Диаметр на срезе – 0,51 м
Основной тон – «фа» второй октавы -
"Безымянный-4"
Время отливки – XVII век
Вес колокола – 71 кг
Вес языка – 3,6 кг
Диаметр на срезе – 0,47 м
Основной тон – «соль» второй октавы -
"Ионафановский"
Время отливки – 1894 год
Вес колокола – 106 кг
Вес языка – 4,2 кг
Диаметр на срезе – 0,55 м
Основной тон – «ми» второй октавы -
"Зазвонный-1"
Время отливки – XVII век
Вес колокола – 76,6 кг
Вес языка – 3 кг
Диаметр на срезе – 0,49 м
Основной тон – «соль» второй октавы -
"Зазвонный-2"
Время отливки – XVII век
Вес колокола – 41,9 кг
Вес языка – 1,8 кг
Диаметр на срезе – 0,41 м
Основной тон – «ля» второй октавы
Эти колокола находятся в четвертом пролете Ростовской звонницы. Один из них практически лишен украшений, второй же интересен с точки зрения декорирования. Наряду с традиционной каймой из дугообразных стеблей и ажурных трилистников, на нем выполнен орнаментальный фриз, в рисунок которого входят изображения фантастических птиц в обрамлении вьющихся побегов с пышной листвой и плодами. -
"Ясак" или «Зазвонный-3»
Время отливки – XVII век
Вес колокола – 24 кг
Вес языка – 1 кг
Диаметр на срезе – 0,34 м
Основной тон – «до» третьей октавы
Колокол «Ясак» также как и два зазвонных колокола находится в четвертом пролете. Этот колокол не участвует в звонах, он только подает начало. Его орнамент весьма традиционен - это два пояса трилистников в зеркальном отображении. По стилю их рисунок очень схож с декором одного из "безымянных" колоколов третьего проема.
Четыре безымянных колокола находятся между третьим и четвертым пролетами Ростовской звонницы и датируются XVII веком. Орнамент одного из них представляет собой два пояса из ажурных трилистников, соединенных между собой дугообразными стеблями. Два ряда орнамента являются как бы зеркальным отображением друг друга. Между орнаментальными поясами проходит широкая гладкая полоса, обрамленная валиками. Два других похожи по оформлению. Их декор представляет собой два пояса растительного орнамента, состоящего из вьющегося стебля с цветами, бутонами и плодами.
Святые ворота
На соборную площадь выезжали через Святые ворота, которые располагаются в северо-западном углу стен Кремля. Святые ворота построены в первой половине XVIII столетия в традициях древнерусской архитектуры, хотя сама арка в стиле барокко XVIII века. Купол и главка на восьмигранной башенке по традиции покрыты лемехом. Стиль постройки и форма – архитектура приходской церкви XVII века.
Надвратная церковь Воскресения (1670)
Надвратная церковь Воскресения (1670) – одно из первых культовых сооружений, построенная в Ростове при Ионе Сысоевиче. Фасад церкви Воскресения украшают двое ворот: слева – пешеходные, в центре – проездные. Живописность придает асимметрия здания – обычный прием в древнерусском зодчестве. Воскресенская церковь является надвратной, под ней был охраняемые въезд на территорию архиерейского дома. Цельность Воскресенской церкви придает то, что она, во-первых - бесстолпная, во-вторых – деревянного иконостаса нет, взамен него обычная каменная стена, которая отделяет алтарь от пространства храма. На солею ведет чугунная лестница, по бокам два клироса для певчих.
Благодаря высоким и большим окнам, внутреннее пространство Воскресенской церкви хорошо освещено. Убранство церкви весьма оригинально и достаточно торжественно.
Судный приказ (1650—1660)
Кремлевский ансамбль, а именно его центральная часть, начала формироваться с парадного двора.
По ходу строительства, его стали окружать административные и культовые здания, одним из которых в 50-60-е гг XVII века стал двухэтажный корпус Судного приказа. Здание Судного приказа было центром общего управления епархией, а также несло на себе роль судебных функций.
Церковь Иоанна Богослова (1683)
Надвратная церковь Иоанна Богослова располагается практически посредине западной стены Ростовского Кремля. Какое-то время под ней был главный въезд на территорию Архиерейского дома со стороны Москвы.
Храм расположен на одной оси с центральной улицей Ростова, которая когда-то называлась Московской.
В ансамбле Архиерейского дома – церковь Иоанна Богослова (1683) была построена одной из последних. К моменту строительства церкви, ростовские мастера накопили богатый опыт в строительстве, поэтому храм получился изящным по свои пропорциям и декорации.
Церковь Иоанна Богослова:
- - Прямоугольный план строительства
- - Бесстолпное внутреннее пространство
- - Традиционна – пятиглава (световой барабан - только центральный), как и Воскресенский храм
- - Галерея окружает церковь со всех сторон
Наиболее выгодное место просмотра церкви Иоанна Богослова – территория кремлевского двора.
Церковь Одигитрии (1693)
Не смотря на то, что церковь Одигитрии была возведена в 1693 году, она прекрасно сохранилась до наших дней. Храм вплотную примыкает к стене архиерейского дома. Первый этаж использовался по бытовому назначению, благо помещений было множество. В архитектурном стиле, церковь Одигитрии больше подходит для стиля барокко второй половины XVII века:
Композиция традиционна и в тоже время весьма интересна:
- Прямоугольный объем трапезной и самой церкви
- Один глухой барабан с луковичной головкой
- Крыша покрыта четырехскатной кровлей (как нет на других церквях)
- Большие окна с луковичными перемычками
- По периметру храма тянется открытый балкон с решетчатым ограждением
- Стены, своды покрыты лепными картушами (сами картуши, в свое время, были покрыты живописью, в дальнейшем она была закрашена побелкой) – раковины, листья, сетки, головы амуров.
Церковь Спаса на Сенях (Спаса Нерукотворного) (1675)
В 1675 году, на месте деревянной церкви, которая сгорела в 1671, была построена церковь Спаса на Сенях. Изначально, церковь была задумана как домовая церковь митрополита, в которой проводили торжественные богослужения и принимали высокопоставленных гостей. Особенности строения:
- Подклет относится к XVI веку, этому свидетельствуют лишенные наличников узкие арочные окна
- Каждый фасад заканчивается треугольным фронтом, поэтому церковь крыта на восемь скатов
- Одноглавая
- Имеет один световой барабан, возвышающийся на четырехугольном постаменте, который также имеет световые проемы
- Церковь Спаса на Сенях, благодаря своей архитектуре имеет ярко выраженный башенный характер, интерьер пышен и богат, в отличии от других строений кремля
- Золоченная аркада, отделяющая солею от места для молящихся, опирается на парапет, который отделан фресковой росписью.
Церковь Григория Богослова (1680)
«На старых каменных палатах», в 1670 году, была построена церковь Григория Богослова. Фронтоны этой церкви похожи на фронтоны церкви Иоанна Богослова, но вот обработка стен очень проста. Также нет световых барабанов, центральный барабан Григорьевской церкви глухой, без окон. Церковь Григория Богослова была перестроена в конце XVII века. Храм Григория Богослова достаточно умерен с точки зрения декоративной обработки. Но это нисколько не уменьшает ему производить сильное впечатление на посетителей. Выгодно храм смотрится издалека, обогащая силуэт ансамбля Ростовского кремля своими очень красивыми пропорциями.
Особенности:
- Четырехскатное покрытие - появилось после перестройки сооружения
- Крыльцо (рядом с галереей) – исчезло после перестройки. Остались только следы примыкания его к стене.
- При пожаре 1730 года, церковь сильно пострадала. Пропала первоначальная роспись, которая в середине XVIII века была заменена лепными барочными рамками с росписями того же стиля
Красная палата (1670—1680)
Красная палата получила свое название благодаря своей красоте, от нее и весь дворец получил то же имя. На плане Красная палата похожа на букву «Г». Имеет в своем строении два этажа. На первом, площадью 250 кв.м. существовала «Хлебная», оно и понятно, такая площадь, а также 8 жилых палат. Своды «хлебной» опирались на столб, который располагался в самом центре помещения и пронизывал здание насквозь. Свет давали десять окон, расположенные по обеим сторонам. На втором этаже (был разрушен в XIX веке) располагалась трапезная, расписанная фресковой живописью, пол покрыт чугунными плитами. Рядом с трапезной располагались сени, и, как и на первом этаже – 8 жилых палат, через которые можно было пройти по висячим галереям на южную и западную стены кремля, к церквям Иоанна Богослова и Григория Богослова.
Особенности:
- Двухшатровое крыльцо, ведущее на второй этаж в парадные помещения, украшено столбами-кубышками, поддерживающие крыльцо, богато профилированные горизонтальные тяги, сдвоенные арки с орнаментированными гирьками и, наконец, высокие шатры с золочеными прапорцами-гербами придают всему сооружению сказочный вид.
- Богат декор и у стен Красной палаты – фигурные наличники на обоих этажах
- «Теремная» кровля со слуховыми окнами и дымниками схожа с царскими теремами Московского кремля.
«Дом на погребах» (XVII в.)
«Дом на Погребах» получил свое название из-за того, что стоял он именно на них. Двухэтажный корпус, примыкающий с севера к Иераршим палатам и Водяной башне. Постройка очень проста и лишена каких-либо декорирующих ее элементов, всего несколько окон в полуподвальных помещениях имеют наличники, остальные два этажа вообще их лишены. Арочные перемычки заменены плоскими трехцентровыми. Второй этаж выполнен из дерева, поэтому часто подвергался пожарам, после пожара 1758 года, сруб простоял более 200 лет и был заменен окончательно в 1973-1974 годах.
Самуилов корпус
Самуилов корпус (Митрополичьи хоромы) в ансамбле кремля занимает почти центральное положение. К данному сооружению тянули висячие галереи, по которым можно было, не выходя на улицу, пройти в любое жилое или хозяйственное помещение, церковь или башню. В митрополичьей резиденции это здание занимало главенствующее положение.
Самуилов корпус строился в разные эпохи, которые были разделены целыми столетиями. Первый этаж был построен в XVI веке, состоял из 13 кладовых и жилых палат. Интерьер сооружения характерен для данной эпохи:
- Коробовые и сомкнутые своды мрачноватого вида
- Маленькие арочные окна
- Наружные стены, прорезаны узкими, щелевидными, лишенными наличников окнами с прямыми решетками
- Под карнизом располагались ниши, похожие на бойницы
Над первым этажом во второй половине XVII века был надстроен второй, между собой они соединялись двумя узкими кирпичными лестницами, встроенные в толщу стен. Здесь находились:
- Кельи для митрополитов: Крестовая, Судебная
- Палаты: жилые и казенные
- Сени с передней
Часть помещений имела роспись. В покои митрополит мог попасть, минуя первый этаж через высокое крыльцо, но оно не сохранилось до наших дней. К сожалению, исчезли и палаты, второй этаж подвергался перепланировки постоянно. При архиепископе Самуиле Миславском в конце XVIII века надстроили третий этаж (Самуилов корпус), лестница, ведущая на него, сохранилась, здание изменилось как в высоту, так и в длину.
Белая (Столовая) палата
Белая (Столовая) палата представляет собой квадратное, обширное помещение с крестовыми сводами, которые были украшены фресковой росписью (роспись не сохранилась ни на сводах, ни на стенах), внутри палаты расположен столб. Окна большие, прямоугольные с цветными стеклами. При митрополите Ионы Сысоевиче, Белая палата служила трапезной, столовой при Спасской домовой церкви.
В конце XVII века при приемнике Ионы, митрополите Иоасафе Лазаревиче, следуя моде того времени, роспись в Белой палате была сбита и украшена лепниной в стиле «барокко». К середине XVIII лепнины уже не было, поэтому стены и своды остались гладкими и просто побеленными известью. Только кое-где видны остатки былого убранства – лопатка с простенькой капителью.
Фасады Белой палаты скупы на декор. Украшением являются – окна, с двойными арочками и гирьками. Окна располагаются в основном на южном фасаде, под кровлей неширокий декоративный поясок, на крыше два дымника с золочеными подзорами.
Белая палата соединяется высокой арочной дверью с Отдаточной палатой, что-то вроде сеней, служащих приемной для гостей, а также через нее подаваласмь пища в трапезную. Помещение длинное и узкое, имеет коробовый свод. Убранство более, чем скромное: лавки, медные паникадила, иконы, встроенные шкафы для хранения посуды и еды.
Башни кремля
Дровяная башня. Название башни, говорит само за себя - в былые времена в ней сушили и хранили дрова, для обогрева помещений (палат) Ростовского кремля.
Автор текста: Растёгина Екатерина
Дата: 06.08.2012
Перепечатка материалов статьи без ссылки на сайт запрещена!
Фотографии: А. Лобурец, А. Нестеренко, В. Орлов
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.