Музей-заповедник Царицыно
Наконец-то и в Москве появился живописный уголок, в котором жители и гости столицы могут насладиться красотой природы и величием архитектурных сооружений XVIII века! Речь идёт о государственном музее-заповеднике Царицыно. Всего за 3 года из развалин был воссоздан красивейший парк с садами и оранжереями XVIII века и с неповторимыми произведениями русского зодчества того времени. Возрождение музея-заповедника Царицыно началось в 2004 году, когда он был передан под управление Правительства Москвы. И, хотя сейчас принято ругать бывшего мэра столицы, необходимо отметить заслуги Ю.М. Лужкова в стремительном превращении Царицына к самый большой (площадью более 700 Га) и красивейший на юге Москвы уголок, привлекающий многих туристов и являющийся излюбленных местом отдыха местных жителей.
История Царицына
Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник Царицыно изначально был маленьким селом Чёрная Грязь, окружённым деревнями Киселёво, Шубино, Орехово и Шайдорово. Первым хозяином Чёрной Грязи был зять русского царя Михаила Федоровича Романова Лукьян Степанович Стрешнев. В1633 году он купил село вместе с соседними деревнями.
В 1673 году Чёрная Грязь вернулась в ведомство государя, потому что у сына Л. С. Стрешнева не было детей. В 1682 году цари Иван Алексеевич и Пётр Алексеевич единогласно решили передать эти земли племяннику Л. С. Стрешнева И. Ф. Стрешневу. Он, в свою очередь, завещал Чёрную Грязь с прилежащими территориями своему внуку князю А. В. Голицыну. Находясь в ведомстве Голицыных, усадьба расцвела. В 1686 году Чёрная Грязь стала называться селом Богородским, потому что за три года до этого в нём мастером Иваном Золотарёвым была возведена церковь во имя иконы Богородицы Живоносный Источник на Стеблевской пустоши.
Современная церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник стоит как раз на месте церквушки, существовавшей во времена Голицыных.
Кроме того, именно при Голицыных возникла система полноводных Царицынских прудов, включающая Верхний царицынский, Шипиловский и Цареборисовский пруды.
В 1712 году Пётр I передал Чёрную Грязь во владение Д. К. Кантемиру. При его сыне М. Д. Кантемире на месте прежней церкви Пресвятой Богородицы Живоносный Источник была возведена новая каменная с приделом святого Димитрия. Она была возведена по типу «восьмерик на четверике». Эта церковь с каменной трапезной и двухъярусной колокольней существует в музее-заповеднике Царицыно и сейчас.
В 1775 году Екатерина II выкупила у Кантемиров и их родственников Трубецких Чёрную Грязь вместе с близлежащими деревнями Орехово, Шандрово и Булатниково. После присоединения покровских земель была окончательно сформирована территория Царицына Села, как стали именовать Чёрную Грязь по велению императрицы.
30 июня 1775 года Екатерина II переехала в наспех построенный для неё и князя Г. А. Потёмкина временный деревянный дворец на территории усадьбы. В это время в Царицыне уже находился архитектор В. И. Баженов, делом которого было превращение дворянской усадьбы в императорскую резиденцию.
В. И. Баженов проработал над Царицыном 10 лет: с 1775 по 1785 год. Строительные работы стартовали в мае 1776 года с закладки фундамента фигурного моста.
Согласно плану Баженова, в императорской резиденции должны были возвести 4 дворца: три – для самой Екатерины и один – для её сына Павла I. Главные постройки: Большой дворец Екатерины II и дворец Павла I – были схожи по планировке и располагались симметрично друг другу. Средний и Малый дворцы императрицы строились рядом с Большим её дворцом вдоль пруда. Кроме того, В. И. Баженов соорудил в Царицыне множество различных корпусов, домов для свиты императрицы и прислуги и т.д.
В 1777 году Малый дворец Екатерины II и домики рядом с Фигурным мостом уже были готовы. Зимой 1777 – 1778 годов Баженов покрыл черепицей Малый и Средний дворцы и Камер-юнфарский корпус, закончил Фигурные ворота. С 1779 года архитектор занимался сооружением главных дворцов: Большого дворца Екатерины II и дворца Великого князя Павла.
Летом 1785 года В. И. Баженов закончил работу над Кухонным корпусом, Большим мостом, домиками возле оврага и Галереи-ограды с воротами.
В сентябре Екатерина II провела «конкурс» на лучший проект переделки Царицына между двумя архитекторами: В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым, – по результатам которого В. И. Баженов получил отставку.
6 февраля 1786 года вышел указ императрицы разобрать главный дворец Царицына и построить на его месте здание, задуманное Казаковым.
В ноябре 1796 года императрица умерла. Её сын Павел I после посещения Царицына весной 1797 года издал указ, запрещающий продолжать строительство в этой резиденции. Казаков так и не завершил свой дворец.
Как ни печально, но Царицыно никогда не было востребовано в качестве императорской резиденции.
В XIX веке ветшающая экс-резиденция превратилась в самый престижный подмосковный дачный комплекс.
В 1883 – 1885 годах церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник приобрела тот вид, которым мы любуемся по сей день.
В 1926 году посёлок Ленино, образованный на месте Старого Царицына, Нового Царицына, Поповки, Воробьёвки и Покровской стороны, считался наиболее крупным подмосковным дачным посёлком.
21 июля 1927 года был открыт Царицынский историко-художественный и краеведческий музей, что явилось предпосылкой возникновения современного государственного заповедника.
Архитектурные постройки Царицына
Большой царицынский дворец
Пришедший на смену В. И. Баженову архитектор М. Ф. Казаков работал над возведением Большого дворца в Царицыне с 1786 по 1796 год. Сооружался новый дворец Екатерины II на месте трёх дворцов В. И. Баженова, разобранных по указу самой императрицы.
М. Ф. Казаков стремился к тому, чтобы Большой царицынский дворец вписался в архитектурный комплекс, созданный ранее В. И. Баженовым. Поэтому в главной постройке музея-заповедника прослеживаются те же традиции московского зодчества XVII века, что и в Малом и Среднем дворцах. Однако Казаковский дворец имеет трёхчастное деление в духе классицизма и монументальные пропорции. Согласно планам архитектора и замыслам императрицы, в центральной трёхэтажной части дворца должны были разместиться вестибюль и парадные залы, соединяющиеся посредством галерей с двухэтажными квадратными боковыми частями. Поскольку новый дворец строился на месте трёх отдельных дворцов, один из которых предназначался для семьи Великого князя Павла Петровича, в нём предполагалось оборудовать апартаменты не только для самой императрицы, но и для её сына.
В 1790 году из-за материальных соображений строительство Большого дворца было заторможено. Не хватало финансов, и потому Екатерина II решила сократить высоту дворца на один этаж.
Внешне Большой царицынский дворец, возведённый Казаковым, напоминает западноевропейский средневековый замок.
Средний царицынский дворец
Средний дворец для императрицы строился В. И. Баженовым с 1776 по 1778 год. Это двухэтажное здание получило название «Средний дворец», потому что было меньше Большого дворца, но больше Малого.
Средний царицынский дворец внешне напоминает огромный резной сундучок-шкатулку из-за обильного разнообразного белокаменного декора. Фронтоны боковых фасадов имеют украшения в виде ажурных эмблем герба Российской империи.
В XIX веке Средний дворец приобрёл второе название. Из-за двухсветного парадного зала-галереи по парковому фасаду здания его стали именовать Оперным домом.
После реставрации 1988 – 1995 годов комнаты Среднего дворца утратили роскошные украшения XVIII века. Сейчас в нём проводятся выездные церемонии бракосочетания.
Малый царицынский дворец
Малый дворец для императрицы В. И. Баженов возводил с 1776 по 1778 год на вершине холма-пирамиды времён Кантемиров. Согласно архитекторской задумке, Малый дворец создавался как «дворцовый вариант» парковой беседки. Это небольшое здание имеет форму полуротонды и внешне никак не походит на традиционные царские дворцы. Догадаться о том, что это помещение для уединённых кабинетных занятий императрицы можно разве что по личному вензелю Екатерины II во внешнем декоре.
Есть версия, что из пяти высоких стрельчатых окон Малого дворца императрица, по задумке Баженова, могла любоваться салютом. Вообще, в архитектуре Малого дворца прослеживаются тенденции XVII столетия.
Большую часть постройки занимает светлый овальный зал. Рядом с ним находится овальный будуар царицы и анфилада небольших комнат служебного назначения.
За зданием Малого дворца на бровке холма-пирамиды находится смотровая площадка, с которой можно насладиться красотой Верхнего царицынского пруда.
Кухонный корпус, или Хлебный дом
Кухонный корпус возводился В. И. Баженовым с 1784 по 1785 год. Он был намного больше по масштабам, чем все здания подобного назначения в императорских резиденциях Российской империи. Архитектор создал Кухонный корпус, напоминающий гигантский куб с закруглёнными углами. В сердце огромного здания располагался внутренний двор. Кухонный корпус тоже похож на рыцарский замок.
Своё второе название – Хлебный дом – здание приобрело в XIX веке из-за белокаменной эмблемы в виде каравая с солонкой в декоре.
Фигурные ворота
Фигурные ворота располагаются в конце аллеи «Берёзовая перспектива», неподалёку от Среднего дворца. Они возводились В. И. Баженовым с 1777 по 1778 год. Помимо эстетической функции, Фигурные ворота имеют и практическую: разделяют дворцовую и парковую зоны ансамбля Царицыно.
Фигурные ворота больше известны под названием «Виноградные ворота». Их так стали именовать посетители резиденции из-за белокаменного узора, напоминающего виноградную гроздь, на внутренней поверхности стрельчатой арки.
Многие признают, что Фигурные ворота похожи на триумфальную арку.
Виноградные ворота продолжают линию «нежной готики» В. И. Баженова, ранее запечатлённую в Малом и Среднем дворцах.
Церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник
Церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник – это самое старое здание на территории музея-заповедника Царицыно.
Первоначально на её месте располагалась пятиглавая деревянная церквушка, сооружённая по воле Голицыных в 1680-е годы. В начале 1720-х годов Д. К. Кантемир заменил деревянное здание храма однокупольным каменным. А с 1759 по 1765 год по приказу его сына, М. Д. Кантемира, строилось до сих пор существующее здание церкви Пресвятой Богородицы Живоносный Источник. Северный придел храма Кантемир возвёл в честь святого великомученика Дмитрия Солунского. С 1883 по 1885 год проводились работы по расширению трапезной церкви. В те же годы был воздвигнут южный придел во имя Иконы Казанской Божией Матери и увеличена высота колокольни на один ярус.
Церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник создана в характерном для сельских храмов XVIII века стиле барокко.
Первый Кавалерский корпус
Первый Кавалерский корпус строился В. И. Баженовым с 1784 по 1785 год. По форме это архитектурное сооружение представляет собой квадрат с трапециевидным вырезом угла, обращённого к центру комплекса. Первый Кавалерский корпус украшен красивым портиком и двумя парами колонн.
Внутри него находятся три комнаты, не известно для чего предназначенные.
Как и два других Кавалерских корпуса, Первый снаружи похож на огромную ювелирную шкатулку из белокаменной филиграни, залитой эмалью краснокирпичной кладки.
Второй Кавалерский корпус
Второй Кавалерский корпус – это одноэтажный павильон, по форме представляющий собой восьмигранник. Этот восьмигранник получился в результате перекрещивания двух крестов. Второй Кавалерский корпус возводился В. И. Баженовым с 1784 по 1785 год.
В центре здания располагается круглый зал, увенчанный приземистым куполом. Вокруг этого зала размещаются прямоугольные и треугольные комнаты, попарно образующие отдельные апартаменты. Каждый такой отсек имел изолированный вход в здание.
Предположительно, Второй Кавалерский корпус предназначался для размещения официантов и придворной свиты во время пребывания Екатерины II в Царицыне.
Третий Кавалерский корпус
Третий Кавалерский корпус строился В. И. Баженовым с 1776 по 1779 год.
Внутренне пространство этого здания образуют две практически автономные части: зал-ротонда, украшенный башней бельведером, и анфилада из двух пар прямоугольных комнат. В одну из частей Второго Кавалерского корпуса можно войти со стороны Виноградных ворот, в другую – со стороны прудов.
К сожалению, венчавшая здание башня и опорные столбы не сохранились до наших времён.
Фигурный мост
Фигурный мост создавался В. И. Баженовым с 1776 по 1778 год. Его назначением было служить парадной аркой при въезде на территорию архитектурного комплекса со стороны царицынских прудов. Фигурный мост стоит в начале Царицынского проспекта, проложенного по указу императрицы от Царицына до Коломенского.
Своё название Фигурный мост получил от своего создателя Баженова за выдающийся декор из красного кирпича и белого камня. Сверху данный мост напоминает роскошную галерею, оканчивающуюся с обеих сторон красивыми парными полубашнями с нишами.
Большой мост через овраг
Большой мост через овраг строился В. И. Баженовым в 1784 – 1785 годы. Он предназначался для связи дворцовой части Царицына с конюшнями за оврагом.
На сегодняшний день Большой мост через овраг является самым крупным и наиболее ярким образцом русского мостового строительства XVIII века.
Серединная часть стен этого моста украшена тремя крупными стрельчатыми арками. Также в архитектуре стен Большого царицынского моста присутствуют проёмы, напоминающие половинки окон, и ажурные проёмы-розетты. В целом стены моста похожи на фасады древнего католического собора или рыцарского замка.
Галерея-ограда с воротами
Галерея-ограда с воротами создавалась в 1784 – 1785 годах В. И. Баженовым. Она разграничивает дворцовый комплекс и сад. Внешне это преграда, образованная двумя стенами, близко расположенными друг к другу.
Галерея-ограда примечательна для посетителей музея Царицыно высокой проездной аркой со множеством шипов из белого камня.
Беседка «Храм Цереры»
Беседка «Храм Цереры» была построена в 1805 году по проекту И. В. Еготова. Это яркий пример московского зодчества начала XIX столетия в стиле ампир. Особенность беседки в том, что восемь колонн, её составляющих, имеют заметный наклон к центру. Своё название она приобрела из-за статуи древнеримской богини плодородия Цереры, размещённой внутри.
Павильон «Миловида»
Павильон «Миловида» создан И. В. Еготовым в начале XIX века. Это утончённая (в стиле ампир) сводчатая галерея, украшенная изнутри шестнадцатью колоннами. Павильон «Миловида» имел изначально красивую роспись свода и украшения в виде античных скульптур.
Башня-руина
Башня-руина тоже создавалась Еготовым в 1804 – 1805 годы. Она изначально была имитацией развалин, напоминающих обломки древней крепости.
Павильон «Нерастанкино»
Павильон «Нерастанкино» – это жёлто-белое здание в стиле ампир, построенное И. В. Еготовым в 1803 году. Здание с открытым залом, увенчанное скромным куполом, внешне похоже на миниатюрный античный храм.
Остров с Аркой-руиной
Арка-руина в стиле древних развалин была возведена в 1804 году между двумя островками в южной зоне Верхнего пруда. Она вошла в историю музея Царицыно благодаря тому, что под ней в XIX веке проплывали на лодках романтически настроенные люди.
Гротесковые мосты
Гротесковые мосты были построены из красного кирпича и гротескового камня в XIX веке. Они позволяют перебраться к беседке «Храм Цереры» через глубокий овраг.
Оранжерейный мост
Оранжерейный мост был возведён в начале XIX века через дамбу Оранжерейного пруда (рядом с Кухонным корпусом). Его стены украшены всего одной аркой, да и в целом он не отличается вычурным декором.
Обломки Баженовских корпусов
Будучи в музее-заповеднике Царицыно, Вы обязательно обратите внимание на каменные очертания фундаментов посреди дворцового ансамбля. Это всё, что осталось от разрушенных по указу императрицы зданий Камер-юнфарского корпуса, Кавалерского корпуса, Крестообразного корпуса и Шестиугольного корпуса, построенных В. И. Баженовым.
Визит-центр
Визит-центр – это комплекс современных построек у входа в музей Царицыно. Все они имитируют готический стиль XVIII века и идеально вписываются в атмосферу усадьбы.
Гроты Царицынского парка
В начале XIX столетия в Царицынском парке появились гроты. Один из них был воссоздан в XXI веке. Вы сможете его увидеть, если прогуляетесь по «Утренней дорожке». Этот грот из красного кирпича и белого камня украшен внутри статуей нимфы.
Курганы-могильники вятичей XI – XII веков
Ещё одной достопримечательностью музея-заповедника Царицыно являются курганы-могильники вятичей XI – XII веков. Это холмы, которые посетители могут увидеть вблизи «Башни-руины» и павильона «Нерастанкино».
Светомузыкальный фонтан
В 2006 – 2007 годах внутри острова на Среднем царицынском пруду был создан «поющий» фонтан. Он радует посетителей парка Царицына красивыми мелодиями и игрой 915 струй, каждая из которых может подняться на 15-метровую высоту.
21.06.2011
Перепечатка материалов статьи без ссылки на сайт запрещена!
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.