Гатчина
Гатчина – небольшой городок на юго-западе Ленинградской области. В этом тихом уютном земном уголке скрывается настоящее сокровище – государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина», входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Территория, где сейчас располагается Гатчинский дворец, стала в 1765 году подарком Екатерины II её фавориту Г. Г. Орлову. Строительство главной достопримечательности Гатчины началось в 1766 году. Проект Гатчинского дворца подготовил и реализовал талантливый итальянский архитектор А. Ринальди.
1781 год можно считать датой рождения дворцово-паркового комплекса Гатчина. В это время Ринальди закончил Гатчинский дворец, облицованный природным камнем, похожий на итальянский замок. Тогда же здесь был организован один из первых в нашей стране английских пейзажных парков.
Орлов так и не пожил в Гатчине: скончался в начале 1783 года. Зато Гатчинский дворец стал императорской резиденцией во время правления сына Екатерины II Павла I (1796 г.). Будучи воинственно настроенным правителем, Павел I немного перестроил Гатчину на свой вкус. Под руководством архитектора В. Бренны перед Гатчинским дворцом был организован громадный плац для военных парадов, были разбиты регулярные сады, построены парковые павильоны, а также каменные ворота и мосты. Гатчина стала походить на крепость, опоясанную бастионами, рвами, караульными башнями и шлагбаумами.
Сегодняшний Гатчинский дворец не так воинственно смотрится, как при Павле I. Последний раз он изменил свой внешний облик в период правления Николая I. Финальная перестройка Гатчинского дворца с 1844 по 1856 года проходила под чётким руководством архитектора Р. И. Кузьмина.
В 1881 году Гатчина завоевала сердце ещё одного российского императора Александра III. Он провозгласил Гатчинский дворец главной загородной резиденцией и перебрался сюда вместе с семьёй из Петербурга.
Музеем Гатчина стала в 1918 году. С тех пор каждый желающий может её посетить.
ГАТЧИНСКИЙ ДВОРЕЦ
Первый этаж Гатчинского дворца представляет особый интерес для тех, кто понимает толк в оружии. Здесь находится коллекция старинного охотничьего оружия XVI – XIX столетий. Среди 1000 экспонатов холодного и огнестрельного оружия есть те, что держали в руках российские правители, есть те, что принадлежали первому владельцу Гатчины Г. Г. Орлову. Помимо оружия, на данной выставке Вы можете увидеть пейзажи на тему царской охоты художника М. А. Зичи.
Экспозиция «Личные комнаты Павла I» даёт точное представление о том, как выглядели покои правителя в 1801 году.
Трёхэтажный Центральный корпус Гатчинского дворца увенчан двумя пятигранными башнями высотой в 34 метра каждая. Одна из них называется Часовой, потому что ещё во времена Г. Орлова на ней появились часы-куранты. Вторая башня именуется Сигнальной, потому что при Николае I на ней размещался оптический телеграф. Сегодня туристам позволяется подниматься на смотровую площадку Сигнальной башни. Пройдя 91 ступень по винтовой лестнице из гранита, Вы сможете насладиться удивительными Гатчинскими видами.
При строительстве Гатчинского дворца из него был проложен подземный ход к Серебряному озеру. Экскурсоводы и сейчас приглашают туристов спуститься в подвал, чтобы поговорить с Эхом. Гатчинское Эхо уникально: за счёт того, что длина коридора, облицованного природным известняком, достигает 130 метров, оно способно повторить целых 4 слога. «Интеллектуально развитое» Гатчинское Эхо правильно отвечает на вопросы: «Кто победил французов?», «Кто недолго правил?» и т.п. Сложилась легенда, что Гатчинское Эхо что-то типа приведения девушки. Говорят, кто бы ни задал вопрос: мужчина или женщина – оно ответит своим, неизменяющимся девичьим голосом. Правда, во время экскурсий группы задают вопросы хором, а женские голоса звонче… Но, если будет возможность, проверьте.
Поднявшись наверх по Парадной лестнице Гатчинского дворца на третий этаж Центрального корпуса, Вы окажитесь в окружении пейзажей Гатчины и Павловска кистей С. Ф. Щедрина и А. Е. Мартынова.
Второй этаж Гатчинского дворца представляет собой галерею парадных залов. Первое, что Вы здесь увидите, это Аванзал, некогда бывший передней, в которой посетители терпеливо ждали выхода императорской семьи, чтобы потом вместе отправиться к столу или на церковную службу. В Аванзале Гатчинского дворца регулярно проходил развод военного караула. Сам декор помещения предрасполагал к осуществлению здесь торжественной церемонии смены караула. Архитектор Бренна украсил Аванзал гипсовыми рельефами в виде щитов, знамён, оружия. Помимо лепки, здесь Вы увидите камин 18-ого века из мрамора и лазурита, а также мебель того же столетия.
Череду парадных комнат второго этажа Гатчинского дворца продолжает Мраморная столовая, выполненная Бренной в стиле классицизма. Визуально это помещение разделено надвое балюстрадой: меньшая часть когда-то служила буфетом, большая – парадной столовой. Основную ценность этого зала сейчас составляют 16 колонн из каррарского мрамора, вывезенных из Италии в 18 веке. Кроме того, взгляды экскурсантов приковывает статуя Эрота, расположенная по центру Мраморной столовой.
Верхняя тронная Павла I – один из четырёх тронных залов Гатчинского дворца. Несмотря на скромные размеры (всего 50 квадратных метров), обилие декоративных элементов и позолота повсюду превратили эту комнату в самый роскошный тронный зал. Именно в Верхней тронной Павел Петрович проводил встречи с заграничными послами и другими важными персонами. Среди ценных экспонатов зала Вы можете увидеть подарок короля Франции Людовика 16 Павлу I и его жене. Это ковры 1782 года в золочёных рамах.
Малиновая гостиная – это одна из комнат жены Павла I Марии Фёдоровны. В интерьере этого зала Бренна применил 3 малиновых гобелена на тему «История Дон Кихота». Они также были подарены императорской чете Людовиком 16 в 1782 году. Особый интерес представляет мебель Малиновой гостиной: кресла из французского мебельного гарнитура 18 века, российский стол-треножник 18 века со столешницей из яшмы, применявшийся для возложения царских регалий.
Парадная опочивальня, также располагающаяся на втором этаже гатчинского дворца, считается «прелестной и лучшей комнатой». Внимание туристов здесь приковывает «бесконечный коридор» из зеркал, расположенных друг против друга. За Парадной опочивальней скрываются 5 личных комнат императрицы: Овальный будуар, кабинет Марии Фёдоровны, Туалетная, небольшая Проходная и Зелёная угловая. Все они скромны по своим масштабам, но зато выделяются на фоне других залов оригинальным декором в духе А. Ринальди.
Из Башенного кабинета императрицы открывается замечательная панорама парка, Белого озера и полуциркульной галереи Гатчинского дворца. Местами здесь сохранилась отделка, относящаяся ко времени основания самого дома. Главным экспонатом Башенного кабинета Марии Фёдоровны является тканый портрет Павла I 1790-ых годов, изготовленный на Петербургской шпалерной мануфактуре.
Туалетную комнату императрицы Ринальди выполнил в лёгком, «нематериальном» духе. Её стены украшены неповторяющимися изображениями птиц.
Зелёная угловая первоначально служила передней: через неё пробирались из открытой галереи-лоджии в Центральный корпус. Во времена правления Павла Петровича Зелёная угловая превратилась в обычную проходную. Декор данной комнаты изобилует рельефами на тему воинских трофеев.
Тронная императрицы первоначально была Китайским залом. Антонио Ринальди создал здесь дизайн в «восточном духе», предположительно, сходный с тем, что он воплотил в Ораниенбауме. После стены затянули малиновым штофом и украсили многочисленными картинами. В 1797 году из Картинной комната была преобразована в Тронную Марии Фёдоровны. Императрица проводила здесь официальные встречи с чужеземными послами.
Белый зал – это самая большая комната Гатчинского дворца (250 квадратных метров). Будучи центральным помещением, он всегда использовался для проведения балов и прочих торжественных празднеств. Белый зал получил такое название вследствие того, что все его стены окрашены в бледные тона: зеленоватый, голубоватый, сиреневатый. Взгляд в этой комнате приковывают наддверники в виде льва в колосьях пшеницы и огромных омаров. Изюминкой Белого зала являются многочисленные мраморные скульптуры и рельефы, некоторым из которых более 2000 лет.
Одна из проходных комнат второго этажа носит имя первого скульптора Гатчинского дворца Ринальди. В ней даже имеется его портрет кисти Ф. И. Шубина.
На фоне других залов выделяется Чесменская галерея. Во времена Российской империи здесь устраивались торжества и проходили приёмы. Название зала связано с тем, что основу его декора составляют 3 огромных картины на тему Чесменского боя немецкого художника 18 века Я.Ф. Хаккерта. Чесменская галерея не реконструирована. Вы здесь можете увидеть часть оригинальной лепнины с позолотой, кирпичную кладку времён основания Гатчинского дворца, отверстия старых воздуховодов – прямо энциклопедия зодчества 18 века. Кроме того, в Чесменской комнате располагается экспозиция фотодокументов музея Гатчины.
Аванзалом Чесменской галереи была Овальная комната. Она была обильно украшена золотом. Стены её были из дерева, и потому пожар 1944 года ничего не оставил от этой красоты.
В 1797 году на месте открытой галереи появилась Греческая галерея. Основу её декора составляли рельефы на античные темы.
На третьем этаже Гатчинского дворца располагается действующая Домовая церковь, где каждый прихожанин может поставить свечку, отстоять литургию и т.д.
ГАТЧИНСКИЙ ПАРК
Из Гатчинского дворца можно прямиком попасть в Собственный сад, в котором гуляли исключительно хозяева императорской резиденции. Сад украшен мраморными скульптурами на античные и исторические темы и открытыми галереями. В этом парке располагается кладбище домашних животных императорской семьи.
На плацу перед Гатчинским дворцом можно увидеть памятник Павлу I, созданный И. П. Витали.
Одной из достопримечательностей Гатчины является Адмиралтейство, в 1790-х годах сооружённое в пейзажном парке. Первоначально это было просто хранилище лодок и судов, затем, когда был выкопан овальный пруд, Адмиралтейство превратилось в гавань, откуда корабли отправлялись в Белое море.
Неподалёку от Адмиралтейства в Гатчинском парке располагаются Адмиралтейские ворота. В 1794 году закончилось строительство одноарочного Адмиралтейского моста, или ворот, как его ещё называют. Он проходит через ложбину между Чёрным озером и Белым. С обеих сторон Адмиралтейский мост заканчивается караульными помещениями.
Ещё одной достопримечательностью Гатчины является круглый по форме Амфитеатр, достигающий 65 метров в высоту. Архитектор Н. А. Львов создал это чудо в конце 18 столетия для проведения мини-спектаклей на тему средневековых рыцарских турниров.
С 1792 по 1795 годы под руководством архитектора Бренны на Длинном острове в Гатчине строилась Большая терраса-пристань. Сейчас на её месте стоят два известняковых льва. Большие лестницы с обоих концов террасы-пристани спускаются прямо к воде. Отсюда предстают прекрасные виды на Гатчинские просторы.
Следующий ценный экспонат Гатчинского парка – это Большой каменный мост, созданный в 1790-х годах. В настоящее время этот некогда трёхарочный мост пребывает в разрушенном состоянии.
А вот трёхарочный Львиный мост 1801-ого года, декорированный каменными львиными масками, в настоящее время реконструирован и радует посетителей Гатчины своим безупречным обликом.
Карпин пруд и канал разделяют Дворцовый Гатчинский парк с Верхним и Нижним Голландскими садами. Созданные в 1794 – 1795 годах, они отличались точностью планировки, симметричностью и ухоженностью.
Одновременно с Голландскими садами в Гатчине по линии нынешнего Красноармейского проспекта был высажен Липовый сад. Он имел регулярную планировку, вытянутую форму и состоял исключительно из лип.
Ещё одно достояние Гатчинского парка – это Восьмигранный колодец, представляющий собой природный родник, окружённый в далёком 18 веке гранитной окаёмкой.
Иорданский колодец также является природным источником, обведённым гранитным заборчиком. Но на подступи к нему ещё имеются и три гранитные ступени, благодаря чему в старые времена здесь устраивались обряды крещения.
Берёзовый домик, созданный в 1780-х годах, также является значимым украшением Гатчинского парка. Снаружи он напоминает большую связку дров, а внутри – настоящие барские хоромы: лепнина, золото, зеркала кругом. Это грандиозный сюрприз для каждого посетителя Гатчины.
В 1796 году «розыгрыш» с Берёзовым домиком получил продолжение: Бренна скрыл его от глаз посетителей Гатчинского парка каменным порталом «Маска». 16 колонн портала высотой 9 метров похожи на триумфальные ворота.
Берёзовые ворота в Дворцовом парке Гатчины были сооружены Дж. Висконти в конце 1790-х годов.
Горбатый мост через протоку Длинного острова – грандиозное сооружение Дворцового парка в Гатчине. Горб его состоит из трёх составляющих конструкции: двух величественных береговых устоев и крутого арочного пролёта. Наблюдать окрестности с разных точек этого моста крайне интересно.
Грот Гатчинского Эха возле Серебряного озера был местом окончания 130-метрового подземного хода Гатчинского дворца.
Северная граница Дворцового парка украшена Зверинскими воротами с рядом расположенной каменной караулкой.
Водоёмы Гатчинского парка тоже имеют историческую ценность. В искусственно созданном Карпином пруду, к примеру, разводили серебристых карпов для императорской кухни.
Между Карпиным прудом и Белым озером раскинулся ещё один важный объект Гатчины – Карпин мост.
В честь первого владельца Гатчины Г. Г. Орлова при его жизни в парке была сооружена Колонна Орла. Высота Колонны Орла вместе с четырёхгранным постаментом, на котором она располагается, составляет 6,4 метра. Увенчан этот высокий пьедестал мраморной фигурой орла.
Павильон Орла, возведённый в 1790-х годах, находится на Длинном острове, в том самом месте, где, по преданию, Павел I выстрелил в пролетавшего над Гатчиной орла. Этот памятник архитектуры представляет собой круглый храм, образованный десятью колоннами, высота каждой из которых составляет 9,5 метров, и полуциркульной сплошной стеной, увенчанной полукуполом. Над колоннадой павильона мраморный орёл держит щит с вензелем императора Павла.
Павильон Венеры, расположенный на острове любви, пожалуй, одно из самых романтичных мест в Гатчинском парке. Он располагается в Белом озере и соединяется с сушей лишь с одной стороны. В 18 веке к окнам-дверям Павильона Венера подплывали прямо на лодках и проходили в просторный светлый зал с фонтанами.
На берегу р. Колпанки ценители старины могут насладиться видом руин Птичного дома.
В 1790-х годах рядом с Дворцовым парком Гатчины появился ещё один под названием Сильвия. Они были отделены друг от друга каменным забором, и пройти из одного парка в другой можно было лишь через Сильвийские ворота, украшенные маской бородатого гиганта.
По приказу Екатерины II в Гатчинском парке был установлен Чесменский обелиск, прославляющий род Орловых. Брат первого владельца Гатчины Г. Г. Орлова А. Г. Орлов внёс огромный вклад в победу русского флота над турецким в битве при Чесме в 1770 году.
ПРИОРАТСКИЙ ДВОРЕЦ
Приоратский дворец в Гатчине – уникальный памятник землебитного строительства в нашей стране. Он был возведён в 1799 году Н. А. Львовым специально для рыцарей Мальтийского ордена.
Приоратский дворец на берегу Чёрного озера напоминает одновременно и крепость, и готическую капеллу. Это здание привлекает своей оригинальностью и яркостью: белые стены, красные крыши, зелень кругом и прозрачные воды Чёрного озера – всё это вместе производит потрясающее впечатление.
ПРИОРАТСКИЙ ПАРК
Приоратский парк, окружающий одноимённый дворец, был организован в конце 18 столетия. На его территории располагается живописное Филькино озеро, искусственные острова, 5 ворот времён правления Александра III. В настоящее время Приоратский парк не принадлежит музею Гатчина.
12.07.2011
Перепечатка материалов статьи без ссылки на сайт запрещена!
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.