Урал: Путевые заметки
Данная информация поможет Вам найти: |
Также на нашем сайте Вы можете найти: |
Путевые заметки
В данном разделе мы приводит интересные факты, которые смогут Вам помочь, при посещении Урала. Также Вы сами можете принять участие в заполнении данного раздела, мы это очень приветствуем. Здесь Вы сможете оставить свои заметки о путешествии, возможно у Вас есть интересная и полезная информация, связанная с городами Урала, видео или фотоматериалы. Поделитесь с ней с другими, возможно именно Ваша заметка поможет будущим путешественникам не попасть впросак.
ДУХ ВЕЛИКОГО РЕЖИССЕРА
О том, что есть такой музей, я узнала в 2005 году. Познакомившись летом 2005 года с редактором газеты «ЮжноУралец» Светланой Архиповой, я, уезжая в Москву, получила на память буклет о музее.
В 2008 году в мою жизнь пришло КИНО, окунув меня с головой в процесс съемки короткометражного фильма. Поэтому, когда я гостила осенью 2008 года в Чебаркуле, на волне нового увлечения уговорила родных составить мне компанию и съездить в Музей им.Герасимова. Вот такая предыстория.
С директором Музея Б.А. Краснопёровым встретиться и поговорить лично мне не удалось, но экспозиция музея превзошла все мои ожидания, т.к. в небольшой по площади комнате собран уникальный документальный материал, собраны личные вещи Сергея Аполлинарьевича. Они бережно хранятся сотрудниками музея и всё можно рассмотреть, сфотографировать и даже НИКУ Тамары Федоровны Макаровой можно было подержать в руках.
После посещения музея у меня остались очень теплые чувства. Будто прикоснулась к великому и глубокому знанию. Сергей Аполлинарьевич был удивительный человек. Глыбина! Махина! Дух его был крепкий, мощный как порода уральских гор. И в то же время это был очень мудрый, любящий человек. Каждого своего ученика как дитя родного взращивал, вылепливал, растил таланты, как самоцветы огранял.
Я уверена, что родина, природа родного края, в котором Сергей Аполлинарьевич родился и вырос, воспитали и дали ему всё то, что потом он смог вложить в учеников. Именно сила и красота Урала заложили в этом человеке всё самое лучшее, что помогло раскрыться таланту великого режиссёра. Кто смотрел фильмы С.А. Герасимова, такие СОВСЕМ ДРУГИЕ, чем сегодняшнее кино, там даже время течет иначе, тот поймет меня. Он был провидцем и глашатаем своего времени. Кинокартина «У озера», снятая в 1970г, - об экологической катастрофе, грозящей Байкалу. А ведь это до сегодняшних дней очень болезненная и актуальная проблема!
Все фильмы Герасимова заставляют задуматься о жизни. В них история России, сложность и красота человеческих взаимоотношений, поиск истины и смысла, раздумья о жизни и смерти, любовь и искренность, тревоги и вера, честность, трудолюбие, счастье в простых звуках родного края, скромность и время откровений, открытость и натиск презрений и предательств. Наверное, и излом, наверное, и хребет, хребтовина, с высоты которой видать было Ему, Мастеру, каков он этот мир людской, человеками копошащийся.
Автор: Ольга КУРОХТИНА
Дата публикации: Москва, 2012г.
Фото автора
Перепечатка материалов статьи без ссылки на сайт запрещена!
РОБИНЗОНАДА-2010
А где он, этот остров Веры?
Три года назад, приехав на летние каникулы в Чебаркуль, я пыталась вызнать об этом месте у своих родственников, но они слыхом не слыхивали и там не бывали. Ну, что ж, найду сама и обязательно съезжу. Робинзонада дождалась своего часа. Лето 2010 года располагало к свершению задуманного.
Чтобы не быть одинокой странницей в поисках приключений, взяла с собой сестренку Люду. Может быть и плоха та цивилизация, которая приучила меня пользоваться услугами турменеджеров, а не протаранивать с флагом-рюкзаком–палаткой следопытные тропы, но я не жалуюсь, потому что хороши любые доступные средства для осуществления желаемого. И куда собственно без гида-провожатого пойдешь, когда вообще до него, до этого острова, доплыть нужно? Поэтому держа трубку мобильного телефона у уха (вот они опять же счастливые издержки цивилизации!), я шла по улице Туристов города Миасса (а можно было вдоль городского пляжа, но кто ж знал?), употевая по жуткой жаре и прикладываясь ежеминутно к бутылке со спасительной минералкой. Сестре было не слаще. Вытащить я её вытащила в «поход», а вот об элементарных головных уборах не позаботилась. Салага!
Все мучения и ожидание начала экскурсии спасло великолепие явленного взору нашему плавсредство, которое (О, Боги!) предназначалось для нашей доставки на остров.
Пока переплавлялись, гид с волшебным именем Милена, рассказывала об озере Тургояк.
«Существует несколько версий происхождения названия озера. По одной из них полное тюркское название озера было «Тургояк Куль», то есть озеро почитаемой стороны. Площадь водной поверхности озера — 26,4 километра. Средняя глубина — 19,1 метра, максимальная глубина — 32,5 метра. Вода озера имеет высокую прозрачность, которая составляет от 10 до 17,5 метра. Озеро содержит чистейшую природную воду, по качеству близкую к байкальской».
То, что Тургояк - младший брат Байкала, можно найти во многих источниках и легендах. Да и самих легенд сложено не мало , но вот эта моя самая любимая:
...Было это в давние-предавние времена. Уже обживали люди берега славного Байкала и не могли надивиться его красоте. А вода в нем была холодная и такая прозрачная, что в хорошую погоду всю жизнь озерную рассмотреть можно было. Широко оно раскинулось, вольной волной о берега било...
Жил на берегу озера прекрасный юноша. Звали его Тур. Парень был он удалой. Лицом видный, глазами добрый и до дела всякого охочий. Крепко любил свой край и озеро синее. Не раз любовался синевой озерной... Тихо бежали дни. Пролетало время, и решил смелый юноша отправиться в путь. Посмотреть на земли дальние, на красоты их взглянуть. Долго ходил Тур по белому свету. В разных краях побывал. Подивился на красоту земную, на диковинки разные. Много повидал радостей и счастья людского, а еще больше горя. Как ни хороши чужие края, а заскучал юноша по родному дому. И отправился Тур обратно в родную сторонушку. Возвращался он домой. Прямехонько шел, быстро. И пролегла его дорожка через Уральские горы. Шел Тур по долине меж гор зеленых, смотрел кругом и дивился — родное все было вокруг: деревья те же — сосны, лиственницы, березы; солнце так же тепло и ласково греет, да и небо такое синее, как родное озеро, только над головой. Все родину напоминает, а до дома-то ой как еще не близко.
Много пересек он рек и ущелий, и вот в одном из них встретил Тур девушку. Сидела она на камне у огромной скалы и плакала. Юноше стало жаль ее. Подошел он и спросил: «Как зовут тебя?» Девушка подняла лицо, и Тур увидел, как она была прекрасна, только глаза ее были печальны. Произнесла девушка имя свое, полетело оно высоко в горы и там отозвалось многократным эхом. «Гояк!» — прокричали горы. Таким звучным оно было! Девушка понравилась Туру, и решил он сделать все для нее, только бы высохли ее слезы, только бы она улыбнулась. Стал тогда расспрашивать он девушку: «Почему ты так горько плачешь? Чем могу я тебе помочь?» И Гояк поведала ему: «Когда-то я была весела и счастлива. Но злая колдунья, позавидовав моей молодости и здоровью, лишила меня зрения. И прозреют мои глаза только тогда, когда умоюсь я водой чистой и прозрачной, как слеза».
Знал Тур, где есть такая вода. Поспешил к родному озеру. Торопился он, шел прямо через топи болотные, сквозь леса дремучие, лез через горы неприступные. Не день и не два шел Тур. Много дней шел. И вот он Байкал — голубая чаша с водой, которой нет чище и светлей во всем свете. Зачерпнул юноша полные ладони байкальской сини и поспешил к девушке. Труднее прежнего был его путь. Не останавливался он ни на минуту. Нес Тур воду, которая должна была вернуть девушке зрение и счастье. Берег он воду, осторожно нес её. Вот и знакомые горы, то самое ущелье. И снова юноша увидел Гояк.
Умылась девушка водой. И высохли слезы, прозрели глаза. Ушла печаль. Снова Гояк стала здоровой. Зазвучал в горах ее смех. Навсегда остались вместе Тур и Гояк.
А когда девушка умывалась байкальской водой, упала одна капля на землю. И в том месте, где когда-то плакала Гояк, образовалось новое озеро с такой же холодной и чистой водой, какую принес Тур из Байкала для своей любимой.
Люди назвали его Тургояк — в память о славном юноше Туре и красавице Гояк.
Материал взят из книги "Легенды Южного Урала (Сост. И. А. Кириллова). — 2-е изд. — Челябинск: Аркаим, 2009. — 208 с: ил.
Наслушались мы всей группой легенд и сказаний об озере, нафотографировались под белыми парусами яхты-катамарана, а тут уж и остров открылся взору. «Скорей бы на берег ступить», - подумала я. Один час священного пребывания на острове – это капля в море. Разве можно набыться за столь короткое время, когда так долго мечтаешь о знакомстве с неповторимым местом на Земле? Практически пробежку мы совершили по острову. А фактически эта земля обетованная – единственный крупный остров озера Тургояк, площадью 6,5 га, максимальная ширина - 800 м .
Там, там и там мегалиты, но не только наличие их привлекает туристов и археологов. Воздух – дышится необыкновенно легко и в разных частях острова, действительно, по-разному: где-то суше, где-то свежее, и неповторимые оттенки ароматов добавляют травы и деревья. Я – не парфюмер, но вдыхала с удовольствием, пытаясь угадать особенности воздушных смешений. Ландшафт – хочется останавливаться на каждом шагу, прочувствовать тропы, последопытить всласть: то вверх, то вниз бежит тропа, здесь почва, там камни.
Комплекс памятников на острове включает в себя:
- 3 мегалитических сооружения,
- 15 древних объектов,
- 13 объектов старообрядческого скита.
- На северо-восточном склоне острова обнаружено старообрядческое кладбище.
Название "Остров Веры" местные жители связывают с легендой о некоей княгине Вере, которая, бежав от брака с нелюбимым, основала в 19 в. на острове монашеский скит... Существуют старые названия острова - "Пинаев" или "Пинаевский" по фамилии, якобы, пугачевца Пинаева, скрывавшегося здесь в конце XVIII века после разгрома восстания. Большая часть памятников острова, начиная с древнейших эпох, связана с культовой деятельностью человека. Поэтому возникла иная гипотеза. В русском языке слово "Вера" - не только женское имя. Особое отношение к острову сохраняется в Миассе до сих пор, причем даже у людей, не связанных с определенной религией. Возможно, это отношение было всегда, оно и отразилось в самом названии острова.
«Остров Веры четко разделен на три части и отличается климатом, растительностью и размещением памятников. Наибольшая концентрация древностей на юго-западной стороне острова Веры. Такое расположение объясняется тем, что, как ни странно, ветер здесь всегда слабее. К тому же, если посмотреть на остров с высоты птичьего полета, будет видно, что он делится на две части: северо-восток (берёзы и осины), юго-запад (сосны) – "словно карандашом провели границу", шутят археологи».
А еще говорят, что недавно на дне озера близ острова дайверами были обнаружены различной формы мегалиты – строения из огромных гранитных валунов, обработанных людьми, что наводит на мысль о том, что уровень озера в древние времена был значительно ниже, а остров был полуостровом.
То, что остров Веры считается одним из интереснейших мест для археологических исследований в России и энергетическим сердцем Золотой долины и озера Тургояк, я целиком и полностью согласна.
Пара сувениров на память и катамаран мчит нас по синей глади озера Тургояк обратно, на пристань недалеко от городского пляжа г. Миасс.
Ответ, получается, я нашла на свой вопрос простой: остров Веры там, где оставили свой след цивилизации предыдущие (вон, сколько слухов и домыслов!!), а нынешняя ...ну, понятное дело, копает-копает.
Автор: Ольга КУРОХТИНА
Дата публикации: Москва, 2012 г
Авторы фотографий - Ольга КУРОХТИНА и Мила НЕСМИЯНОВА
Перепечатка материалов статьи без ссылки на сайт запрещена!
использовался материал: Книга "Легенды Южного Урала (Сост. И. А. Кириллова)
Полезные ссылки:
- islandvera.ru/ru/index.html
- zagorodom74.ru/content/view/27/55/
- cheltravel.ru/attractions/istorija-arkheologija/ostrov-svjatoj-very/
- ural-tur.com/foto_10_03_01.html
- paranormal-news.ru/publ/17-1-0-633
- chrab.chel.su/archive/11-10-07/4/A127786.DOC.html
ИГНАТЬЕВСКАЯ ПЕЩЕРА
29 июля 2007 года не забуду никогда! Впервые в жизни я побывала в одной из карстовых пещер на Южном Урале, которая находится недалеко от села Серпиевка и называется Игнатьевская ( точное местоположение: в 7 км к северо-западу от деревни Серпиевка на правом берегу реки Сим Катав-Ивановского района Челябинской области). Именуют её также Серпиевской и, по-башкирски, Ямазы-Таш...
Игнатьевская пещера - небольшая по размерам (общая протяженность ходов 540 м), двухэтажная. Известна с середины прошлого века и неоднократно обследовалась. Знаменита "картинной галереей каменного века". Она является одним из девяти уникальных памятников палеолита в мире, где были найдены рисунки древнего человека.
Статус пещеры как ценного природного объекта на сегодняшний день:
- 1961г. Игнатьевская пещера была объявлена памятником природы;
- 1994г. - включена в "Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
По значимости Игнатьевскую пещеру можно сравнить с такими пещерами-знаменитостями, как Альтамира в Испании, Ласко во Франции, Каповая в Башкирии.
«...Систему гротов Игнатьевской пещеры неоднократно посещали ученые-специалисты, археологи других стран мира. В 1980 году группа археологов совершила здесь сенсационное открытие - в дальней части пещеры на стенах и потолке были обнаружены рисунки первобытных людей. Считается, что рисунки в пещере сделаны почти 14-16 тысяч лет назад, их около 40 групп. Это вполне реалистические изображения быка, мамонта, других животных и нерасшифрованные пока геометрические символы.
Подземные залы и галереи с рисунками расположены в труднодоступных местах, вдали от дневного света. Скорее всего, они служили местом проведения неких обрядовых действий. Для человека каменного века, как и для современного, пещера - это промежуточное состояние между бытием и небытием, между жизнью и смертью, место для испытания ужаса и страха божьего. В пещерах всегда капает, всегда сыро и довольно грязно. Люди каменного века там вероятнее всего не жили, а приходили на несколько дней для совершения обрядов: запускали туда молодежь, которая выходила в «верхний мир» повзрослевшей и посерьезневшей.
А вот старообрядцы, скрывавшиеся от притеснений официальной церкви, или другие вольные люди, имевшие основания прятаться от властей, жить в подземелье могли. Один из обитателей пещеры, давший ей свое имя и по преданию в ней захороненный, – старец Игнатий. Еще в 50-е годы в дальнем зале пещеры были разбросаны остатки деревянного сруба, где он жил. Святой старец почитался и после смерти, а в пещеру, согласно описаниям начала ХХ века, «в девятую пятницу после Пасхи... стекается масса народу из соседних заводов, сел и деревень». Кем был старец Игнатий на самом деле неизвестно, но говорят, что это мог быть принявший схиму великий князь Константин Павлович (брат царей Александра I и Николая I), а кто-то считает, что под этим именем скрывался от мирской суеты сам отошедший от дел государь Александр I. Согласно легенде, дух святого Игнатия ночью выходит к краю пещеры и смотрит на Луну. По ночам здесь слышатся странные голоса и шаги, исходящие непонятно откуда. В самой пещере и возле нее быстро разряжаются батарейки, сгорают лампы фонариков, отказываются работать вспышки фотоаппаратов, люди чувствуют чье-то незримое присутствие»...
Микроклимат пещеры особенный: слабый поток чистого воздуха, постоянная температура(+5 С), влажность, содержание в воздухе аэрозолей калия, магния, натрия, тишина и покой древних стен. Лечебное воздействие на наш организм оказывают не только "живой" воздух, но и "живые" сталактитовые картины на сводах пещер. Пещера, и правда, богата разнообразными кальцитовыми образованиями, сталактитами и сталагмитами, кальцитовыми реками, можно обнаружить пещерный жемчуг, и, как говорилось выше, шедевры "древних художников".
Личные впечатления, разоблачения и Главное Чудо:
Про «умирание» фотоаппаратов и батареек – неправда. По крайней мере в мой поход ничего такого замечено не было. Сыро, холодно и грязно, особенно в некоторых лазейках, где только по-пластунски пролезть можно – это да, так оно и есть. Посещение пещеры само по себе навевает ощущение знакомства с чем-то таинственным (особенно в первый раз в жизни в приключении такого рода!!!) , поэтому для меня быть ТАМ оказалось чем-то грандиозно-вречатляющим.Самое большое откровение было увидеть воочию и убедитиься в том, что Игнатьевская пещера не просто пещера - это святое место.
"Игнатьевская Богоматерь" - это настоящее чудо. В дальнем зале пещеры, на так называемом втором этаже, на одной из стен «вылит» образ - женская фигура, с отчётливо просматривающимися лицом, руками, по бокам два сталактита, напоминающие подсвечники. Образ Богоматери – чудо нерукотворное, именно поэтому он так завораживает и удивляет.
Я думаю, что это Чудо достойно того, чтобы о нем знали мои соотечественники, жители необъятной России и, возможно, однажды совершили незабываемое путешествие в пещеры Южного Урала. Я ведь рассказала только об одной…
Как найти
Игнатьевскую можно смело назвать одной из самых известных пещер Челябинской обл. Она находится на правом берегу р. Сим примерно в 8 км от села Серпиевка.
От Серпиевки туда ведет тропа, но найти ее довольно сложно, т.к. дорог в округе немало. Можно попытаться распросить местных жителей. Те, кто зимой отдыхает в Серпиевке, могут заказать лошадь, чтобы туда съездить.
От села Аратское, расположенном на 7 км севернее Серпиевки, к пещере ведет прямая дорога, широкая и накатанная.
Карта этого участка на удивление точна, на ней не обозначен лишь свороток к пещере. От Аратского до конца проезжей дороги около 6 км, и еще 1,5 км - до самой пещеры. От этого полуторокилометрового участка влево отходит несколько дорог. Первая из них приводит на край скалы северо-восточного борта глубокого распадника, на дне которого находится пещера Аленушка. Вторая приводит на край Игнатьевской скалы. Наша пещера расположена в ее подножии. По этим дорогам можно проехать. Основная тропа местами довольно скользкая, ездить там опасно. Она спускается к реке, приводя на обширную поляну на берегу Сима.
На этой поляне много стоянок, и , вроде как, начинается напряженка с нормальными дровами. К тому же свинячат там... Есть стоянки и на другом берегу. А еще лучше - встать наверху, на скалах. Народа там немного и открывается вид во всю ширь долины. Также почти никого не бывает на Аленкиных скалах. Единственный минус - со скал очень высоко лететь, метров 100. Поэтому верхние стоянки - для спокойных и трезвых.
Пещера находится метрах в ста выше по течению от поляны, в основании уступа скалы. Вход огромный, очень впечатляет. На крутом подъеме (пещера находится метрах в 11 выше уровня реки) стоит новая четырехметровая лестница, поставленная в 2005 г. (Старую лестницу снесло паводком, после чего ее раздербанили на дрова). Подъем выше лестницы по крутой осыпи неудобен, поэтому надо быть осторожными.
Входной грот пещеры открывается на юг, хорошо прогревается солнцем и защищен от ветров, текущих по долине. Вид из него открывается замечательный. Стоя в его глубине, чувствуешь себя, как в огромном кинозале, где вход играет роль экрана, на котором показывают, как течет жизнь: дождь, снег, не попадающие внутрь, пятна света и тени, бегущие по лесу, волны от ветра, и его мощный звук, прокатывающийся в тишине над долиной. Или зимняя сказка с инеем на ветвях. Или рев реки в паводок. Ты находишься в полутемном зале, и сеанс не кончится, и не включат свет, пока сам не повернешься и не уйдешь ... Это кино мы смотрели сами, неоднократно, в разные времена года. Одно это стоит того, чтобы сюда прийти. Здесь ты - зритель. Выходя наружу, ты становишься статистом, незначительной ролью в этом фильме...
В конце входного грота установлена решетка, которая, пока что, не закрывается. За ней - комната, продолжение грота, - перекресток трех дорог. Основной ход идет слегка влево, чуть опускаясь вниз и становясь ниже, и вскоры выводит в широкую основную галерею.
С этого места ее южная часть представляет собой узкий сырой ход, называемый Зубастым. Действительно, проползая по нему, приходится подныривать под выступы на потолке. В его конце замечены торчащие из потолка корни деревьев. На полу есть лужи.
Северная часть галереи достаточно широка и похожа на прямой просторный тоннель. Сейчас в ней достаточно ровный пол, кто-то убрал камни. Кое-где попадаются следы раскопа. Высота хода - от 2 до 5 м. Стены неровные, корродированные, очень закопченные. Потолок хода оставляет интересное впечатление - чувствуешь себя Ионой во чреве большой рыбы. У этих сводов есть "глаза", "уши", "ребра", "позвонки"...
Параллельно основному, справа, метрах в 20-30 идет еще один узкий ход (мы к нему еще вернемся)
Галерея приводит в большой зал и заканчивается непроходимой щелью в его противоположном конце. В литературе этот зал называется гротом Столба. Нам он показался состоящим из двух частей. Правую часть мы назвали Рестораном Старца Игнатия - здесь на полу лежат большие плоские камни, даже в некоем порядке, - как столики в кафе. Пол имеет уклон в сторону левой, западной части грота, в которой он становится ровнее. Посреди этого грота стоит большой столб-останец, вокруг которого можно обойти. Также можно пролезть сквозь него по трещине.
На юг, т.е. в обратном направлении, из этого грота выходит широкая и высокая галерея, на стенах которой много рисунков и надписей самого-самого первобытного человека типа "Вася+Петя" или "Старец Игнатий на танке с православным крестом охотится на слонов"...
Из трещины в стене на некоторой высоте торчит деревяшка с обрывками проводов: легенда гласит, что некогда в пещере пытались наладить электрическое освещение, а во входном гроте стоял генератор.
Галерея заканчивается тупиковым собачьим лазом. В ее правой стене, у самого основания, незадолго до тупиков, есть шкурный ход, приводящий в Келью старца Игнатия. Сам шкурник имеет метров 5-8 м в длину. На полу мелкие камушки, весной образуются лужи. Вылазить в конце нужно вверх, так что придется чуть-чуть повыгибаться. Назад сложнее, т.к. придется или нырять туда головой вниз, или пытаться развернуться, складываясь в три погибели.
Келья Игнатия - невысокий сырой грот средних размеров. Всю дальнюю от входа часть кельи занимает большой конус наносной глины. Судя по его размерам, здесь пещера долгое время имела сообщение с поверхностью. Сейчас там отходит вверх труба (в ней кто-то недавно покопался), которая, однако, опасна: стены состоят их мелких камней с глиной, и попытка штурма или раскопок может плохо кончиться.
А на другой, восточной, стороне кельи находится то, что влечет сюда многих посетителей: из натека вырезана фигурка женщины с двумя подсвечниками по бокам (один из них сломан). Мнения по поводу этот изображения разделились: одни считают ее иконой, вырезанной самим Старцем, другие говорят, что ее возраст - 10-15 тыс. лет. Вероятнее всего, здесь мы имеем дело с очень древним памятником религиозного культа, и табу, защищающее его, все еще живо. Вероятно, "Икону" можно считать звеном в единой композиции: кроме этого, ведь есть еще и древние рисунки на сводах грота, выполненые красной охрой. Сами рисунки достаточно велики по размерам. Их следы, в принципе, можно разглядеть в виде красных ломаных линий, но составить из них целостную картину под силу только опытному глазу. Здесь можно либо договориться о проведении экскурсии с Л.Л.Пядышевой из Серпиевки, либо заглянуть в краеведческий музей Серпиевки, организованный ее же, Лидии Леонидовны, усилиями.
Из кельи есть второй выход - округлое окно в стене на высоте около трех метров. Попасть туда можно по трещине вдоль той же восточной стены. Надо соблюдать осторожность, чтобы не загреметь вниз, т.к. там скользко.
Возвращаясь назад, можно из грота Столба проползти по параллельному основной галерее узкому ходу. Из его середины можно через узкую щель попасть в еще более узкие параллельные трещины. Сам же этот ход заканчивается небольшой комнаткой Минуты Молчания (наше название), из которой очень низкий двухметровый шкуродер выводит к зарешеточной части входного грота. Примерно отсюда еще можно попасть в небольшой грот Дохлой Кошки, которую какие-то маньяки принесли в жертву в 2003 г.
Натечные формы в пещере сильно пострадали от набегов троглодитов. Стены весьма закопчены, почти приведены в негодность рисунки Кельи. Много надписей. Каждый год из пещеры вывозят почти по КАМАЗУ (!!!) мусора. Тем не менее, посещение пещеры оставляет впечатление. Для многих эта пещера стала первой ступенькой в подземный мир, который увлекает навсегда. К тому же, окрестности пещеры очень красивы, и здесь много других интересных объектов.
Рекомендуем ходить в Игнатьевскую не на великие праздники, когда шибко много народу. Впрочем, на верхних стоянках турья немного. Туда, правда, подъезжают на машинах. На неделе здесь вообще никого не бывает.
Ночевать в самой пещере мы не рекомендуем: после таких стоянок остается много мусора, а керогазки здорово отравляют воздух. Не прикладывайте руку к разрушению чуда.
Пещерный град «Серпиевский»
В районе реки Сим горы сложены из известняков. Поэтому река во многих местах срезает горные выступы, и тогда её ограждают каменные стены высотой во много десятков метров, длиной в несколько километров. Больше всего пещер выше деревни, на правом берегу реки Сим и в окрестностях Игнатиевской пещеры. Здесь встречаются практически все формы карстовых пещер: горизонтальные, вертикальные и лабиринтовые, карстовые воронки и провалы, родники и суходолы, карстовые арки, ниши и гроты, подземные русла рек. Общее их количество более тридцати.
«Пещерный град» начинается Майской пещерой , недалеко от моста в деревне Серпиевка на дороге из Катав-Ивановска . Через пятьдесят метров по узкой, обрывистой тропе над рекой Сим, которая шумит внизу бурным потоком, Вы оказываетесь в Малом Серпиевском гроте . Ещё через полсотни шагов пещера Колокольная . Далее проход под каменной аркой через Скалу-кольцо . И Вы попадаете в Большой грот . Затем Водяная пещера , она ниже всех, вход почти на уровне реки, в конце её сифон (узкий вертикальный колодец заполненный водой). Дальше пещеры идут пореже: Вскрытая , Белая царица , Сквозная и т. д.
Колокольная
Пещера легкодоступна, коридорно-гротового типа, вход обширен, пол сухой, ходы просторные с высотой сводов 6-8 м и шириной от 5 до 10 м. В пещере четыре грота: Узкий, Круглы, Сталактитовый и Дальний. Общая длина ходов – 190 метров. В пещере обнаружены наскальные рисунки эпохи палеолита, относящиеся к числу древнейших в стране.
Автор: Ольга КУРОХТИНА,
Дата публикации: Москва, 2012
Автор фотографий - Александр АРХИПОВ
Использовался материал с сайта www.cheltravel.ru
Здравствуйте ребята.Наша страна очень огромна.И есть в ней красивые и интересные места: оз.Байкал, оз. Селигер, Валдай,Гейзеры Камчатки, горы Кавказа.Сегодня я для себя открыла новый Урал.Я знала по урокам географии что это древние горы, которые в стародавние времена были столь же высоки как Кавказ, или Альпы.И на них лежали огромные снеговые шапки.Но это время прошло.Сейчас они разрушаются.Знаю, что это граница между Европой и Азией.Вот и всё, что я помню из школы об Урале.А сегодня Оля открыла мне новый Урал с интереснейшими и необыкновенно красивыми местами.Перед моим взором предстал новый, неизведанный и прекрасный край, который манит к себе.Особенно мне понравились рассказы про остров Веры и озеро Тургояк.А статья про пещеры Урала богата не только собственными впечатлениями автора, но прекрасным материалом для путеводителей, как можно добраться, где удобней пройти, чтобы не навернуться.Всё описано точно по метрам.Благодарю Оля за столь интересные рассказы о своём крае.Сразу захотелось побывать у вас.Полазить по пещерам, по плавать по озеру и походить по склонам предгорья Урала.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.